Римский папа Бенедикт Ратцингер и московский патриарх Алексий Ридигер встретятся на нейтральной территории…
Мониторинг СМИ

Мониторинг СМИ:

Римский папа Бенедикт Ратцингер и московский патриарх Алексий Ридигер

встретятся на нейтральной территории…

 

То, что не удалось харизматическому папе из Польши, может стать большим успехом папы из Германии - сказал Луиджи Аккаттоли (Luigi Accattoli), журналист газеты 'Corriere della Sera'. Атмосфера в отношениях Московской патриархии с римским престолом заметно улучшилась. Похоже, что польское происхождение Иоанна Павла II было для Московской патриархии препятствием на пути улучшения отношений с Ватиканом - добавил Аккаттоли. В этом своем мнении он не одинок. В Римской курии многие говорят, что, учитывая историю отношений, взаимные предрассудки и недоверие, было ошибкой высылать в Россию для окормления местных католических общин главным образом польских священников.

Аккредитованные при ватиканской пресс-службе журналисты, намекая на немецкое звучание фамилии патриарха Московского Алексия II, говорят, что «Ридигер и Ратцингер обязательно сумеют договориться».

 

Председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер и официальная делегация РКЦ на литургии в Успенском соборе, совершаемой экуменическим патриархом Алексием Ридигером, Москва, 28 августа 2004 года, праздник Успения Пресвятой Богородицы

Поворот в московско-ватиканских отношениях предсказывал под конец понтификата Иоанна Павла II в интервью нашему журналу (13 апреля 2004 г.) руководитель дипломатии Московской патриархии Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Этот иерарх принадлежит к так называемой петербургской (никодимовской, - прим. ред.) школе, то есть, группе выпускников Высшей духовной семинарии в Ленинграде, сторонников проветривания Церкви и ее обращения к Европе (основоположником ее был митр. Никодим Ротов, обвинявшийся в «тайном католичестве», - прим. ред.). Митр. Кирилл (Гундяев) считается вероятным наследником нынешнего московского экуменического патриарха-немца. Тогда он сказал, одобряя «обновленную (в последний период понтификата) восточную политику Иоанна Павла II»: «Настало время, когда католики и православные должны приступить к сотрудничеству» как «значительная духовная сила в Европе».

На завершенном на днях VI Конгрессе в Гнезно (Gniezno) представитель МП в Европе епископ Венский и Австрийский Илларион пошел гораздо дальше. Он впервые выступил с инициативой создания католическо-православного союза в ЕС для защиты духовных ценностей, поскольку без них «наш континент перестанет быть тем, чем он является». Почти через тысячу лет после схизмы 1054 г., когда христианство распалось на восточную и западную Церковь, готовится примирение. Кажется, что через полгода после смерти Иоанна Павла II его близкий соратник, немецкий богослов, принявший имя Бенедикта XVI, близок к осуществлению того, что было огромной мечтой его предшественника. Похоже, что сравнительно скоро римский папа и православный патриарх Московский по-братски обнимутся перед телекамерами, продемонстрировав всему миру историческое примирение восточных и западных христиан. «Надежда на такую встречу и такое развитие отношений между Римско-католической и Русской Православной Церковью укрепилась с избранием кардинала Ратцингера 265-м римским папой», - заявил в своем выступлении на VI Гнезненском Конгрессе епископ Илларион, вместе с тем воздав должное памяти Иоанна Павла II, которого он назвал «самым влиятельным религиозным лидером современности».

Православно-католический союз, о котором упомянул на Гнезненском Съезде еп. Илларион, станет реальным, если произойдет встреча глав Католической и Русской Православной Церкви. «Это может стать, - заявил Илларион, - новой страницей в истории отношений двух Церквей, чье совместное и объединенное свидетельство миру имело бы ключевое значение».

Еще два года назад о таком повороте в отношениях Москва-Ватикан нельзя было и помыслить. Полтора года назад в интервью агентству Франс-Пресс Алексий II говорил, что «не видит никакой позитивной эволюции в отношениях с Апостольской столицей». «Католики, - заявлял он, - не выполняют своих обещаний о том, что не будут склонять православных к переходу в католичество». Самый мощный кризис в отношениях с Ватиканом разразился после того, как 11 февраля 2002 г. Иоанн Павел II принял решение о создании на территории России четырех католических епархий вместо временных апостольских администратур. Алексий II был возмущен тем, что Католическая Церковь сделала это без договоренности с Московской патриархией.

Он сравнил этот шаг с «худшими образцами светской дипломатии, когда одна рука протягивается в знак дружбы, а другая наносит удары». Прошло немного времени, и лед вдруг растаял. Соответствующий момент для начала интенсивных шагов дипломатии президента Путина по примирению с Римской курией ради сотрудничества православных и католиков в объединенной Европе, настал с избранием нового папы. Целью этих совместных действий российской дипломатии и Московской патриархии заявляется совместная защита духовных ценностей. Политические выгоды для России в виде создания хорошей атмосферы вокруг политики Кремля в Западной Европе будут очевидны. В Москве господствует мнение о том, что Путин убедил Алексия II перестать враждебно относиться к Ватикану, поскольку в интересах России возродить славную традицию особых отношений с Ватиканом, заложенную Екатериной II. Поэтому назначенный еще Иоанном Павлом II папский нунций в России итальянский архиепископ Меннини (Mennini) сегодня - один из самых почетных гостей Кремля. Одному из опытнейших российских дипломатов, 59-летнему Николаю Ивановичу Садчикову, бывшему послу России в Швеции, отправляющемуся в Ватикан в качестве чрезвычайного и полномочного посла, предстоит теперь выполнить миссию, возложенную на него президентом. Задачей нового посла, который скоро приступит к исполнению своих обязанностей в представительстве Российской Федерации при Ватикане, перенесенном поближе к площади св. Петра, в один из домов на знаменитой Виа Кончилиационе (Via Conciliazione), будет уговорить Римскую курию, чтобы Католическая Церковь выполнила «минимальные постулаты», в зависимость от которых патриарх Московский Алексий II поставил возможность встречи с папой и примирение с католиками.

Первая встреча папы с Алексием II не состоится ни в соборе Василия Блаженного в Москве, ни в базилике св. Петра в Ватикане. Как объявили в Гнезно еп. Илларион и кардинал Вальтер Каспер (Walter Kasper), такая встреча могла бы произойти «на нейтральной территории». Как говорит Илларион, они бы приняли декларацию, «отвергающую все формы прозелитизма на канонической территории Московской патриархии и признающую, что униатство нельзя считать путем к единству христиан». В свою очередь, кардинал Каспер заявил, что «не видит препятствий к принятию формальной декларации об отречении от прозелитизма на территории России, потому что мы и так им не занимаемся». Оба также заявили о возобновлении уже осенью этого года прерванного богословского диалога между Католической и Православной Церковью, который должен устранить главное доктринальное препятствие на пути к единству. Оно заключается в понимании примата римского папы. Православные подготовили предложение, которое, как сказал в Гнезно кардинал Каспер, «имеет шанс быть принятым».

Ректор Высшей православной духовной семинарии в Варшаве, богослов о. Ежи Тофилюк (Jerzy Tofiluk) говорит, что означает это - ни больше, ни меньше - тот факт, что возврат к единству христианства в принципе возможен. Крайне упрощая, соглашение, завершающее тысячелетний спор, могло бы сводиться к тому, что принцип «примата наследника св. Петра» должен существовать в Церкви в юридическом смысле, а не в качестве догмата. Это означало бы, что в западной, то есть, Католической Церкви, он был бы обязательным, а в восточной почитался бы как богословское мнение, но без практических последствий, то есть, не ограничивая автономии Православной Церкви, - объясняет о. Тофилюк.

Хотя «польский папа» не сумел за время своей жизни переломить недоверие Московской патриархии, признание вины католиков по отношению к исповедующим иные религии, сделанное им по случаю Юбилея 2000 года, открыло путь к пониманию. Говоря в Гнезно в духе этого mea culpa (лат. «моя вина» - прим. пер.) Иоанна Павла II, кардинал Каспер обратился непосредственно к еп. Иллариону: «На протяжении веков мы причинили друг другу немало несправедливости, а виноваты в этом не всегда другие, потому что вина вообще хорошо делится поровну». Раз уж обязательство не заниматься прозелитизмом не является проблемой, единственным трудным постулатом остается на практике обещание Апостольской столицей того, что деятельность Греко-католической церкви будет ограничена Западной Украиной, а точнее, верующими польского происхождения в этом регионе, как того требует Московская патриархия. Опасаясь такого соглашения между Ватиканом и Москвой, глава этой церкви верховный архиепископ Львова, кардинал Любомир Гузар, опередил события и поставил Ватикан перед свершившимся фактом, перенеся недавно свою резиденцию из Львова в Киев, хотя на востоке Украины греко-католиков очень немного. Не без поддержки президента Ющенко кардинал Гузар стремится превратить униатскую церковь на Украине, где доминирует православие (разделенное на «московское» и «киевское») в украинскую национальную церковь.

Проходящее в настоящее время сближение между Москвой и Ватиканом не должно представлять опасности для Польши, поскольку взаимодействие католицизма с православием может сегодня иметь скорее духовное, а не политическое измерение, господствовавшее в этих отношениях в XIX и XX веках - утверждает Аккатоли.

Но как сказал один из самых искушенных итальянских дипломатов, работающих в Ватикане, Церковь в Польше должна сделать выводы из того, что закончился единственный в истории период полной симметрии ватиканской политики и интересов Польши, каким был понтификат Иоанна Павла II.

Мирослав Иконович, 30 сентября 2005
"Przeglad"
Перевод опубликован на сайте
ИноСМИ.Ru

 


© Catacomb.org.ua