Святая Вырица. Иосифляне
И.В. Попов

 

Спасаясь из красного Петрограда, в годы начала кровавого большевицкого правления и гражданской войны в ближайшие окрестности столицы, в том числе в Вырицу, стали перебираться многие горожане. Те, кто имел собственные дома или снимал здесь дачи, предпочитали в годы смуты перебраться на жительство из города сюда, в ставший внезапно тихим (в связи с прекращением строительного дачного бума) бывший «образцовый город».

В 1918 году на постоянное жительство в Вырицу переезжает окормлявший братство Казанской иконы Божией Матери протоиерей Порфирий Десницкий. Богослужения в Казанском храме становятся постоянными в течение всего года. В холодное зимнее время он переносит богослужения из верхнего Казанского храма, в связи с невозможностью натопить его, в нижний, пещерный, устроенный им в 1918 году и освященный в честь прпп. Серафима Саровского и Алексия, человека Божия.

В 1920-х годах, когда многие петербургские храмы были захвачены обновленцами, Вырица оставалась оплотом «староцерковников»-тихоновцев, т. е. православных христиан, твердо придерживавшихся линии святителя и исповедника Патриарха Тихона.

В конце 1920-х годов была закрыта церковь-школа в Поселке (последним настоятелем ее служил свящ. Николай Портанский), два же приходских храма и монастырское подворье продолжали действовать. В их стенах совершались богослужения, вокруг них группировалось духовенство и монашествующие, переехавшие в Вырицу из Петрограда. Многие горожане стремились посетить Вырицу для общения с близкими им по духу пастырями, которым можно было доверить самые сокровенные свои мысли: о Боге, о семье и близких, об окружающей жизни.

 

Место храма Преображения Господня в Поселке. Современный вид

В Петропавловском храме к этому времени продолжал настоятельствовать протоиерей Георгий Преображенский. Диаконом при нем был о. Аркадий Гаврилович Молчанов, служивший здесь с 1 января 1922 года. Родившийся в 1860 году в крестьянской семье в с. Усть-Введенское Царскосельского уезда С.-Петербургской губернии (близ Вырицы), до 1917 года он был кассиром Государственного банка. В 1921 году был рукоположен в сан диакона и последующие десять лет служил в Вырицкой Петропавловской церкви.[1]

В Казанском храме продолжал служить протоиерей Порфирий Десницкий.

 

Вырица. Храм Казанской иконы Божией Матери. Фото нач. XX в.

На Успенском подворье служил иеромонах Пафнутий (Акиньшин), окормлявший сестер обители, проживавших при подворье, рядом с храмом, в доме 6 по Саратовской улице.

Уроженец Курской губернии (род. 1868 г. в с. Дальне-Игумново Старогородской волости Белгородского уезда в крестьянской семье), он окончил Духовную семинарию, позже (с 1887) служил в Варшавском полку, в 1913 г. ушел на Афон, где принял постриг. Был близок к настоятелю иеромонаху (?) Иродиону, служил экономом.

На некоторое время (после 1917 г. ?) приезжал в Петроград, где служил в церкви Старо-Ладожского подворья на Забалканском проспекте. Вновь вернулся на Афон, где был рукоположен во иеромонаха, после чего возвратился в Петроград. В 1922 г. арестовывался властями по делу «об изъятии церковных ценностей», но был освобожден. С 1920-х гг. проживал в Вырице, служил на Успенском подворье.[2]

После издания декларации митрополита Сергия (1927) два из трех остававшихся к тому времени незакрытыми вырицких храмов и служившие там пастыри избирают линию митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), занявшего критическую позицию в отношении этого акта лояльности к гонителям веры. Эту же позицию разделяло большинство монашествующих из закрытых петербургских и иных монастырей, проживавших к этому времени в Вырице.

Нестроения, вызванные декларацией митр. Сергия, накалили церковную обстановку в Петрограде. Управление епархией высланный властями из города митрополит Иосиф (с декабря 1926 г. находившийся в ссылке в Николо-Моденском монастыре близ Устюжны) передал своему викарию епископу Ямбургскому Гавриилу.

После издания декларации (июль 1927) и безуспешной поездки в Москву делегации Петроградского духовенства с целью убедить митрополита Сергия изменить свою церковную политику, большинство петроградского епископата (пять епископов) и ряд видных и уважаемых в Петрограде пастырей, за которыми стояли большие группы прихожан, - оо. Василий Верюжский, Виторин Добронравов, Измаил Рождественский, Иоанн Никитин, Феодор Андреев, Василий Венустов и еще 30-40 священников, а также множество монашествующих, оставшись верными митрополиту Иосифу, по его благословению отделились (26.12.1927) от митрополита Сергия.

Разгром стороников митрополита Иосифа произошел после двух лет существования церковного разделения.

В 1929-1930 гг. чекисты расправились с наиболее достойной частью русского (и, добавим, петроградского) духовенства, «которая предпочла гонения, а затем и мученичество, приспособлению и угождению атеистическому и бесчеловечному режиму».[3] Разгром иосифлян начался в апреле 1929 г. и был, в основном, завершен в 1931 г. (в некоторых районах в 1932 г.). Ликвидация общин, сопровождавшаяся арестами и высылками наиболее твердого в исповедании веры духовенства была ускорена в связи с начавшимся уничтожением русского крестьянства - зверской коллективизацией.[4]

В ноябре 1929 года в Петрограде и окрестностях были арестованы: архиепископ Димитрий (Любимов), прот. Василий Верюжский, священники Николай Прозоров, Иоанн Никитин, Сергий и Александр Тихомировы, Петр Белавский, иеромонах Гавриил (Владимиров), многие монашествующие и миряне из окружения Владыки Димитрия и руководства храма Спас-на-Крови, бывшего центром духовного сопротивления властям в эти годы.

Священники Николай Прозоров и Сергий Тихомиров были в августе 1930 г. расстреляны, остальные сосланы в лагеря. 17 ноября 1930 г. был закрыт собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), но тайные общины «иосифлян» продолжали существовать в городе и его окрестностях до конца II мировой войны.[5]

Аресты вырицкого духовенства, возглавляемого благочинным протоиереем Георгием Преображенским, были произведены чекистами в январе-апреле 1931 г., вскоре после разгрома иосифлян в Петрограде.

Пастырь был арестован 2 января 1931 года. Обвинен в создании ячейки «из погромно-черносотенного монархического элемента при церкви на железнодорожной станции Вырица», 8.10.1931 приговорен к трем годам лагерей (в Мордовии). 4.04.1933 досрочно освобожден с лишением права проживания в определенных населенных пунктах на оставшийся срок. Скончался он в ссылке в Борисоглебске Тамбовской области в 1933 г.[6] Одновременно с ним был арестован приехавший незадолго до этого в Вырицу и служивший также в Петропавловском храме священник Симеон Михайлович Бирюкович. Уроженец Белоруссии (род. 1.01.1875, с. Жари Речицкого уезда Минской губернии), выпускник Духовной семинарии, о. Симеон до 1929 г. служил священником в Бобруйске, к 1930 г. - проживал под Москвой, в Истре - у дочери . В 1930-1931 гг. он жил в Вырице, ставшей приютом для многих гонимых пастырей, был арестован 21 апреля 1931 г. по делу «церковников», приговорен 8.10.1931 к трем годам лагерей и отправлен в Усолье (Вишлаг), на Север - в Коми (дальнейшая судьба его неизвестна).[7]

Иеромонах Пафнутий (Акиньшин) был арестован «по делу иосифлян» в Вырице (в 1930 г. он так же арестовывался «за сокрытие церковных ценностей», но через неделю был освобожден). Осужден 8.10.1931 г. к трем годам лагерей, также как и священник Симеон Бирюкович, был направлен в Усолье (Вишлаг), с 23.10.1932 г. на оставшийся срок выслан в Северный край.[8]

 

Петербургские иосифляне во главе с архиепископом Димитрием (в центре),
епископом Сергием Нарвским и прот. Василием Верюжским (сидят)
возле храма Спас-на-Крови. Рядом с ними (в центре, стоят):
архим. Клавдий (Савинский) и свящ. Викторин Добронравов.
Третий в верхнем ряду – монах Алексий (Карцев),
четвертый – иподиакон Петр Сазонов

Одновременно с разгромом в Петрограде иосифлян был арестован и один из виднейших петроградских пастырей, исповедовавший священников, присоединявшихся к митрополиту Иосифу, служивший в храме Воскресения Христова (Спас-на-Крови) протоиерей Иоанн Григориевич Никитин (1880-1938). Родившийся в с. Лужно Демянского уезда Новгородской губернии, он закончил Духовное училище в Старой Руссе, Новгородскую Духовную семинарию. В 1901 г. принял сан священника. Выпускник С.-Петербургской Духовной академии (1907). В 1908-1922 г. служил в церкви равноапп. Константина и Елены при гимназии Императорского Человеколюбивого общества. До 1928 г. служил в Троице-Измайловском соборе, в 1928-1929 - в соборе Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Петрограде. Вместе со своей супругой, Марией Петровной, и дочерьми Варварой Ивановной и Еленой Ивановной о. Иоанн жил в доме по наб. канала Грибоедова 74, кв. 13.[9]

 

Протоиерей Иоанн Никитин. 1927 г.

Протоиерей Иоанн Никитин был тесно связан с Вырицей и близко знаком с вырицким духовенством, в том числе с названными выше пастырями. В летнее время о. Иоанн и его семья проживали на даче в Вырице в небольшом домике, стоявшем в непосредственной близости от Успенского Вырицкого подворья, на Саратовской улице.

Арестованный 29.11.1929 г. по делу «иосифлян», 3.08.1930 г. о. Иоанн был приговорен к заключению в концлагерь сроком на 10 лет. Находился в Соловецком лагере, в г. Кемь. В 1938 г. в последних письмах семье дал понять, что его готовят к смерти. Скончался (расстрелян ?) 4 ноября 1938 г. в Белбалтлаге (на Беломорканале). Похоронен в братской могиле на ст. Куземса в Карелии.[10] Супруга батюшки Мария Петровна (1877-1951) пережила его на 13 лет, похоронена в г. Приозерске рядом с подворьем Валаамского монастыря.

Страстная ночь русского монашества

В 1932 г. Вырицу затронули новые аресты, коснувшиеся преимущественно проживавших здесь монашествующих: монахинь Успенского подворья и сестер-беженок из закрытых и разгромленных большевицкой властью монастырей, нашедших приют в Вырице.

В первую очередь, внимание властей привлекло Успенское подворье в Заречье, где в двух деревянных домиках на Саратовской улице подвизались и проживали шесть монахинь-иосифлянок.

Они зарабатывали себе на жизнь, трудясь на огородах и в советских учреждениях. Все они были духовными дочерьми иеромонаха Пафнутия, арестованного в 1931 году.

Маленький тайный монастырь никак не был связан с петроградскими общинами и был разгромлен в результате облавы НКВД в рамках всесоюзной акции по ликвидации монашества. Арестованные в Вырице пошли по одному делу с вышеописанными общинами.

«Самую пожилую вырицкую монахиню Марию Трофимовну Артемьеву (1869-1933), уроженку С.-Петербургской губернии, следствие обвинило в том, что она «устраивает чтение Евангелия и в беседах на религиозные темы проводит антисоветскую агитацию». Впрочем, аналогичные обвинения предъявлялись всем инокиням - чтение Евангелия вменялось в преступление. В поселке монахини жили незаметно: никуда не ездили и никого не принимали, только трудились и молились в Успенской подворской церкви. Они вышли из простых семей, были малограмотными и в разные годы попали в общину. Монахиня Мария (Артемьева) и Матрена Дорофеевна Дорофеева (1899 - ?) жили здесь с 1918 года, монахини Пелагея Степановна Мануйлова (1891 - ?) - с 1927, Татьяна Петровна Петрова (1901 -?) - с 1933 года. Всех их Господь объединил в служении Себе. Последние две монахини работали на местной почте. Обвинение усмотрело в этом факте «зашифровывание своего тайного монашества», хотя таких небольших общин из монашествующих закрытых большевиками монастырей и подворий было довольно много в Петрограде и его окрестностях до роковых дней 17-18 февраля 1932 года.

Монахиня Мария (Артемьева) была 18 марта 1932 г. приговорена к трем годам ссылки в Казахстан, Матрена (Дорофеева) получила «минус три», что означало запрет жить в Ленинградской и Московской областях, остальных двух монахинь освободили, очевидно, учтя их происхождение».[11] Еще две монахини, очевидно, на какое-то время покидали подворье и потому избежали ареста.

Одновременно с монахинями Успенского подворья в Вырице в те же дни (17 фераля 1932 г.) были арестованы еще три монахини, обвиненные в том, что они «находились в монашеском нелегальном общежитии»: игумения Никодима (Долгополова), монахиня Уриила (Рубашка) и монахиня Серафима (Пичкина). (Они проживали на Набережной ул., 6)

 

Протоиерей Николай Загоровский
(впоследствии – иеросхимонах Серафим). 1929 г.

Игумения Никодима (Долгополова Екатерина Карповна, 1857 - ?), уроженка мест. Юрбург Ковенской губ., провела в монашестве 54 года (с 1878 года). Арестованная в Вырице, она обвинялась также в том, что «устраивала паломничества на могилы блаженного Матфея и молчальника Патермуфия в Александро-Невской лавре». В марте 1932 г. была освобождена с запретом проживания в Московской и Ленинградской областях и пограничной полосе сроком на три года. Избрала местом жительства Нижний Новгород (дальнейшая судьба неизвестна).[12]

Монахиня Серафима (Пичкина Александра Васильевна, 1878 - ?) была уроженкой дер. Пристани Новгородской губернии, происходила из крестьян. Монашествовала 35 лет. В 1930-1932 гг. проживала в Вырице. 22 марта 1932 г. была приговорена к трем годам ссылки в Казахстан (дальнейшая судьба неизвестна).[13]

Монахиня Уриила (Рубашка Елена). В 1930-1932 гг. проживала в Вырице, приговорена к высылке из Ленинградской области (дальнейшая судьба неизвестна).[14]

Эти три монахини - сторонницы митрополита Иосифа, арестованные в Вырице, приехали сюда из различных закрытых к этому времени монастырей и поддерживали обширные связи с Сибирью и Центральной Россией.

В 1928-1930 гг. Вырица стала важным центром иосифлян и Истинно-Православной Церкви. Особенно роль вырицких храмов (Петропавловской церкви и Успенского подворья) возросла после разгрома храма Спаса-на-Крови и его общины. Многие пастыри, служившие в соборе Воскресения, приезжали служить в Петропавловский храм, в их числе известный пастырь-исповедник протоиерей Николай Загоровский, впоследствии - иеросхимонах Серафим (1872-1944). Отличавшийся прозорливостью, в 1920-1930-х гг. он служил в храмах Харькова и Петрограда. В заключении находился в Соловках, после освобождения жил в Обояни Курской губернии. В годы II мировой войны служил в Харькове и окормлял там тайную женскую общину, принял там постриг и схиму. Эвакуирован вместе с общиной в Польшу. Скончался в Перемышле в Галиции в 1944 г. (Прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 г.[15])

 


Примечания:

1. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.168.

2. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 37; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 293.

3. В.В. Антонов. Сщмч. митрополит Иосиф в Петрограде. Возвращение, № 4, 1993, с. 51.

4. Там же.

5. Там же, с. 52.

6. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.199.

7. Там же, с. 59.

8. Там же, с. 37.

9. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 173; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 317.

10. Там же, Г.Г. Кильчицкий, прот. Иоанн Никитин. Рукопись.

11. В.В. Антонов. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде. С.-Петербургские Епархиальные ведомости. Вып. 23, с. 107.

12. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 98; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 286.

13. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.193.

14. Там же, с. 209.

15. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 108; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 308; I. Andreev. Russian Catacomb Saints. Platina, Ca. 1982, р. 371-382.


 

И.В. Попов, главы из книги «Святая Вырица»,

журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 2003.

  


© Catacomb.org.ua