Архиепископ Лазарь почтил память Аввы - Святителя Леонтия Чилийского


3 июля Высокопреосвященнейший Архиепископ Лазарь, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви, в Архиерейском доме в честь Державной иконы Божией Матери в пос. Великий Дальник, в сослужении клира Одесско-Тамбовской Епархии РИПЦ  отслужил панихиду по Старцу-Архиепископу Леонтию (Филлиповичу) Чилийскому, блаженно почившему 2 июля 1971 года.

Панихида была отслужена пред Чудотворным Благоухающим образом Иверской Божией Матери, милостию Божией переданным Архиепископу Лазарю мучеником братом Иосифом Муньйоз после чудесного явления ему святителя Леонтия Чилийского. Эта Чудотворная Икона, список с Иверской Монреальской Иконы Божией Матери, написанный Ее хранителем братом Иосифом, является Одигитрией Русской Истинно-Православной Церкви.

Память о Вл. Леонтии Чилийском в Катакомбной Церкви особенно дорога, поскольку в годы гонений многие истинно-православные пастыри на Родине считали его своим кир-иерархом, поддерживая с ним переписку через инока Феодосия (Журбенко) – будущего катакомбного Архиепископа Лазаря (по благословению Архиеп. Леонтия принявшего священство и постриг в мантию с именем Лазарь).

Святитель Леонтий у себя в келии

Святитель Леонтий (в миру Василий), родился 6 августа 1904 г. в Киеве, на Подоле, в православной семье Константина Константиновича и Анны Николаевны Филиппович. В 20-е гг. ХХ ст., в самый разгар богоборческих гонений против Святой Церкви, Василий Филлипович принимает мужественное решение – посвятить всего себя служению Богу и поступает послушником в Киево-Печерскую Лавру. Его духовными наставниками становятся схи-архиепископ Антоний (кн. Абашидзе) и архим. Гермоген (Голубев), из рук коих он принял в 1927 г. постриг с именем Леонтия – в честь Свят. Ростовского (память 23 мая). В 1928 г. о. Леонтий был рукоположен в Киеве архиепископом Василием (Богдашевским) во иеродиакона, а в 1930 г. – во иеромонаха. Формально о. Леонтий продолжал оставаться в сергианской церкви, поскольку служил в епархии митрополита Константина Киевского, однако декларации митр. Сергия Страгородского категорически не принимал и имени его за богослужениями не поминал. Неоднократно подвергался арестам и тюремным заключениям, где воочию познал плоды Сергиевой декларации и его отступнической линии. Выйдя на свободу, в 1937 г. о. Леонтий по благословению схи-архиепископа Антония окончательно порывает с сергианской патриархией и начинает служить в Катакомбной Церкви, на нелегальном положении, скрываясь от властей тайно совершает богослужения на квартирах истинно-православных христиан. Неоднократно НКВД пыталось выйти на след катакомбного батюшки, но безрезультатно.

Война застала о. Леонтия в Житомире. С уходом советов, по благословению схи-архиепископа Антония (кн. Абашидзе), о. Леонтий присоединился к Украинской Автономной Православной Церкви, которая формально считалась в составе МП, но на практике не имела с нею никакого общения, и даже имя митр. Сергия в ея храмах не поминалось, а на многих ея архиереев в Москве были наложены прещения за «антисоветскую деятельность». К этой Церкви тогда на Украине повсеместно примкнуло катакомбное духовенство, не принявшее сергиевской декларации. Позже большинство архиереев Автономной Церкви присоединилось к Русской Зарубежной Церкви.

По решению Собора Архиереев 7 ноября 1941 г. архим. Леонтий в Почаевской Лавре был возведен в сан епископа Бердичевского. Хиротонию совершили архиепископ Алексий (Громадский) Волынский, епископ Вениамин (Новицкий) Полтавский (в последствии, по просьбе Вл. Леонтия, тайно рукоположивший Ф.И.Журбенко во священника Катакомбной Церкви, – ред.) и епископ Дамаскин (Малюта) Каменец-Подольский. Первоначально о. Леонтий от хиротонии отказывался, но его духовник схи-архиепископ Антоний настоял.

За короткое время Вл.Леонтию удалось восстановить более 300 приходов. В своей архипастырской деятельности он постоянно подвергался опасности как со стороны немецких оккупационных властей, так и красных и украинских партизан.

С подступом советских войск Вл. Леонтий вынужден был эмигрировать заграницу, где присоединился к Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви. Решением Синода в сентябре 1945 г. он был направлен на служение в Парагвай, где церковная жизнь пребывала в полном запустении, а русская эмиграция состояла в особенной нужде. Здесь Святителю жить приходилось в полной нищете, самому обрабатывать огород, дабы хоть как-то обеспечить пропитание. Паства тоже была в такой нищете, что ни чем не могла помочь своему архипастырю.

В 1953 г. Вл. Леонтий был переведен в Чили, где тоже приходов РПЗЦ практически не было, а те, что были, пребывали между собою в постоянных распрях и вражде. Приходилось восстанавливать все сызнова, в чем его подвижническое архипастырское служение во многом напоминало служение на Родине, в обстановке недоброжелательства, клеветы и гонений.

В особенной духовной близости и единомыслии Вл. Леонтий пребывал со Свят. Иоанном (Максимовичем) Сан-Францисским, а также архиеп. Аверкием (Таушевым), архиеп. Андреем (Рымаренко), еп. Саввой (Сарачевичем) и еп. Нектарием (Концевичем). Это было подлинное духовное братство родственных душ – святителей, хранивших в РПЗЦ истинно-православную традицию, традицию нестяжания и исихазма. Неоднократно Святитель Леонтий за свою верность принципам и безкомпромисность подвергался поношениям и даже гонениям со стороны синодальных политиков, особенно после того как самоотверженно выступил на защиту несправедливо оболганного Свят. Иоанна (Максимовича), лично прибыл на суд над святителем, дабы выразить ему свою поддержку.

Особенное попечение Вл. Леонтий имел о гонимой Катакомбной Истинно-Православной Церкви на Родине, к коей с 1937 г. он и сам принадлежал. Поскольку в результате жесточайших гонений к нач. 60-х гг. в ИПЦ не осталось ни одного канонического катакомбного архиерея, многие осиротевшие истинно-православные пастыри и верующие посредством зашифрованной переписки имели общение с Архиепископом Леонтием, через которого и осуществлялось духовное руководство и общение ИПЦ с Русской Зарубежной Церковью.

Благодаря письмам владыки Леонтия, находящиеся за железным занавесом верные чада Катакомбной Церкви узнавали о положении Русской Зарубежной Церкви, о бурных событиях, происходивших в православном мире тех лет. Некоторые катакомбные священнослужители почитали владыку Леонтия своим кир-иерархом - они поминали за богослужениями его имя после митрополита Филарета, обращались к владыке с письменными просьбами принять исповедь и заочно разрешить от грехов и другими просьбами, которые никто, кроме архиерея, не мог исполнить. Запрашивали также сведения о некоторых русских Архиереях и рукоположенных ими в России священниках. Так, находясь в Чили, за тысячи километров, владыка Леонтий продолжал "катакомбно" служить в России.

Эту связь установил и осуществлял через зашифрованную переписку Феодор Журбенко (в тайном иночестве Феодосий, в мантийном постриге Лазарь, ныне Архиепископ, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви).

Переписку со Святителем Леонтием инок Феодосий поддерживал через афонского Архимандрита Евгения (Жукова), служившего до революции приходским священником в станице Кавказская. Его сподвижником был тогда старец Феодосий (Кашин), проживавший неподалеку, в Темных Буках. Он часто приезжал к о. Евгению и они служили вместе, приобщались Святых Христовых Тайн.

В 1905 году отец Евгений поступил на Афон в обитель Архангела Михаила. В начале 1914 года у него умерла мать, и он по благословению настоятеля поехал отметить ее сороковины. Прибыл на Северный Кавказ, а тут І-я Міровая война, дороги назад отрезаны, и он остался на Родине. Поступил в Лебяжий казачий монастырь. Тогда не хватало священников, и епископ направил многих монахов на приходы. Когда же монастырь закрыли, монахи так и остались на приходах.

Патриарх Тихон хотел посвятить его в архиереи, за его твердое стояние в Истине Православия, но он от высокого сана отказался. Святой Патриарх его в архимандриты только посвятил и назначил благочинным всего Северного Кавказа.

В 1933 году отца Евге­ния посадили на 10-ть лет в Мариинские лагеря, где отбыл три года. Однако в это время Греческое правительство меняло коммунистов на своих грекоподдапных, оказавшихся в Советской России. Воспользовавшись своим греческим гражданством, он сумел добиться освобождения, и, не дожидаясь истечения 10-летнего срока, вскоре вернулся в Грецию, на Афон.

В 1962 году Архим. Евгений прислал письмо на адрес своей бывшей прихожанки в станицу Кавказскую. Так и завязалась между катакомбным иноком Феодосием и Архим. Евгением более чем десятилетняя переписка.

Установив по благословению катакомбных батюшек через Архим. Евгения связь с Архиеп. Леонтием Чилийским, инок Феодосий стал исполнять очень опасное по тем временам послушание связного. Благодаря наладившейся тайной регулярной связи с Русской Зарубежной Церковью, большинство катакомбного духовенства тихоновско-иосифлянской преемственности повсеместно и окончательно установило обязательное поминовение на  богослужениях  Первоиерархов  РПЗЦ,  считая,  что  таким  образом  сохраняют  каноническое  единство  с  полнотой  Православия. Будучи сам принят под омофор Свят. Леонтия, инок Феодосий переслал ему также Прошения о приеме под его святительский омофор целой группы катакомбных батюшек старого поставления.

Как уже отмечалось, многие катакомбные священники, лишившиеся архипастырского окормления, считали тогда Архиепископа Леонтия своим Правящим Архиереем.  Именно таким было лицо подлинной Тихоновской Катакомбной Церкви в 60е – 70-е гг., остатки которой в последствии, с 1982 г. Промыслом Божиим суждено было возглавить поставленному для нее в РПЦЗ каноническому епископу Лазарю (Журбенко).

"Кто просил прочитать и простить, я все это сделал, так и скажите, и пусть мирствуют о Господе", - писал Святитель Леонтий в одном из писем катакомбному иноку Феодосию (Журбенко). В письме на имя инока Феодосия от 19 сентября 1968 г. Владыка Леонтий писал: "Всем прочитать разрешительные молитвы, и Игнатию с Иларионом" (катакомбным батюшкам из Воронежа, – ред.).

Святитель Леонтий принимал теперь такое участие в жизни Катакомбной Церкви, которое не было доступно ему в те годы, когда он сам находился на Родине на нелегальном положении.

Видно, такой уж удел судил Господь владыке, - узким путем вел Он его, как в России, так и в Зарубежье, где в места жизни благоденствующей не суждено ему было перебраться. Находясь на краю света, Архиепископ Леонтий не забывал страждущую Родину, сопереживая оставшимся там собратьям по вере и стараясь чем возможно помогать им.

Переходя под духовный омофор Святителя Леонтия Чилийского, катакомбники приносили ему свои "слезницы": так, например, один священник во время обыска испугался и, чтобы скрыть свое священство, выбросил крест в окно, и его совесть измучила, - что делать? как искупить свой грех? - и вот владыка Леонтий сообщает, что прочел для него разрешительную молитву. Практически все эти письма сохранились до наших дней. Многие из них хранятся в архиве Игумении Иулиании в Чили, многие в архиве Архипископа Лазаря, тогда еще инока Феодосия, коему и были они адресованы. Это безценные страницы истории подлинной Катакомбной Церкви.

Мало кто знает, что именно через Святителя Леонтия было установлено духовное общение Русской Истинно-Православной Церкви и с старостильной Истинно-Православной Церковью Греции, тайные хиротонии епископов которой в мае 1962 года он совершил в Греции по просьбе собора духовенства, монашествующих и мирян. Подобно тому, как в России в ИПЦ в результате гонений не осталось ни единого канонического епископа, так и в Греции в старостильной Церкви была утрачена иерархическая преемственность, на восстановление которой послужил Святитель Леонтий. Как обосновывал Вл.Леонтий такие свои действия в письме к своему духовному чаду в России – катакомбному иноку Феодосию (Журбенко): "на Афоне лютый волк Афиногор загоняет всех своими реформами в ад…"

Однако, в отличии от Греции, в России Вл. Леонтию так и не суждено было уже побывать. Поскольку канонических епископов в Катакомбной Истинно-Православной Церкви на Родине к тому времени в живых уже не осталось, а приехать в Россию для совершения новых хиротоний Вл.Леонтий по известным причинам не мог, он дал письменное благословение прибегнуть к такой вынужденной практике, как принятие священства от не запятнавших себя сотрудничеством с властями иерархов МП. Так Свят. Леонтий направил за послушание Ф.Журбенко к своему бывшему келейнику, отбывавшему двенадцатилетнее заключение в сталинских концлагерях на Колыме, опальному епископу Вениамину (Новицкому) Иркутскому. В свое время Святитель Леонтий был на послушании у Еп. Вениамина, являвшегося наместником Почаевской Лавры, а в 1941 г. из его рук принимал посвящение во епископа.

Вспоминает долголетний келейник и секретарь Святителя Леонтия еще со времен ІІ-й Міровой войны Архимандрит Вениамин (Вознюк): «Владыка Леонтий направил Феодора Иосифовича (Журбенко, – сост.) к Епископу Вениамину, потому что из канонических архиереев никого не осталось. Владыка Вениамин вынужден был служить в МП, но совершенно был против ее вероотступничества».

Так при деятельном участии Свят. Леонтия в 1971 году, когда большинство старых священников ИПЦ уже умерло, а окормлять осиротевшую катакомбную паству оставалось некому, для Катакомбной Церкви был тайно рукоположен во священника будущий Архиепископ Лазарь, ныне являющийся Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.

Святитель Леонтий всю свою жизнь положил на служение Богу и Истинному Православию.

Блаженная кончина Вл. Леонтия наступила 2 июля 1971 года. Владыка Леонтий умер после молитв в кафедральном соборе Буэнос-Айреса о упокоении души архиепископа Иоанна (Максимовича), в тот же день, что и владыка Иоанн, пять лет спустя. "И только уход такого человека открывает всем его знавшим, что они с его уходом потеряли... Такие люди так расточительны в отношении своего "я", что они, в сущности, и биографии не имеют и становятся объективно оцениваемыми только оказавшись уже в прошлом и продолжая жить в сердцах их знавших, в плане уже не земном... Не случайно некая стихийная молитвенность охватила всех непосредственно переживших уход владыки Леонтия. И можно больше, чем о ком-либо ином, сказать, что не ушел он от нас, а, напротив, приблизился, но уже в плане не земном. Господи, милостив буди нам грешным!" - писал архимандрит Константин (Зайцев) в "Православной Руси" (№14, 1971 г.).

«В России владыка Леонтий с самого раннего детства претерпел скорби, гонения, за границей владыка вынужден был проводить жизнь тоже в тяжелых условиях. Посему верим, что, отказавшись от всего "добраго" в жизни сей, владыка теперь утешается в селениях райских.
"У владыки был дар примирителя-миротворца предотвращать разводы, - вспоминает матушка Марфа, знавшая владыку уже в последний, "аргентинский" период его жизни, - Он был той точкой, которая соединяла всех. Он как бы излучал любовь, с ним можно было просто поделиться своими бедами. Встречая владыку в первый раз, казалось, что он уже давно знаком с тобой. Те аргентинцы, что устояли в Православии, ведут миссионерскую работу и по сей день, они благодарны владыке за то, что видели в нем поистине православного архиерея, память о нем укрепляет их в стоянии за веру. Он многому научил их. Люди обращаются к нему, как и к свят. Иоанну, в молитве. Если и происходят какие-то чудеса по его трудам на небе, то они происходят незаметно, т.к. он не желает, по своей кротости, чтобы кто-то знал о них - так, как это было и при его жизни. После его смерти о нем забыли, да и при жизни он не интересовался тем, чтобы играть какую-то важную роль в церковной политике".

Следующие слова владыки могут служить всем нам, как последнее напутствие владыки: наша Русская Зарубежная Церковь может имеет те или иные недостатки, но "ее доктрина правильна", и мы должны охранять и защищать эту доктрину. Но не нужно думать, что нашей Церкви грозят только внешние опасности: враги всюду, и внутри и снаружи, но их легко "распознавать сердцем". (Православная Жизнь, май 1996 г.).

 --------------------------------------------------

Не оставил Святитель Леонтий своих чад и после своей блаженной кончины, в эти сложные и скорбные времена. И по сей день незримо он продолжает опекаться нами, подавая духовное утешение и поддержку. Одним из таких чудесных утешений было явление Чудотворного Благоухающего списка Иверской иконы Божией Матери.

Архиепископ Лазарь с Чудотворным образом

Иверской Божией Матери Благоухающим

Всем, наверное, известна чудотворная мироточивая икона Иверская Монреальская. Многие через нее получили исцеления, а источаемое от иконы миро тысячи людей соделало причастниками благости Царицы Небесной. Икона эта объездила весь свет и не побывала она лишь на Руси. Это очень печалило благочестивого хранителя иконы - иконописца брата Иосифа Муньос – православного чилийца, духовного сына Вл.Леонтия, под влиянием коего он принял Православие. Желая, дабы благодать, источаемая чудотворной иконой Иверской, коснулась и нашей святой земли, брат Иосиф по особому внутреннему призыву решил передать в Россию список этой иконы. Доску для списка он заказал такую же, как у чудотворного Образа. В нее брат Иосиф вложил частицы мощей пяти угодников Божиих - преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, св. Безсребренников мучеников Косьмы и Дамиана, св.муч. Трифона и св.муч. Виктора. Затем брат Иосиф подготовил на специально выготовленной доске основу для красочного слоя - левкас, вызолотил фон и с молитвой и благоговением приступил к иконописной работе. Краски брат Иосиф брал самые лучшие. Трудно шла его работа, но все же успешно была завершена. Готовый список брат Иосиф поместил в прежний киот чудотворной Монреальской иконы, имевшей к тому времени другой, более дорогой и роскошный, и стал думать, кому же вручить эту новую икону.

Однако в ночь на 30 сентября/12 августа 1993 года иконописец увидел во сне своего духовного отца - святителя Леонтия Чилийского, в сиянии, в епископском облачении, с жезлом. Владыка сказал, что икона сия должна быть вручена столпу нашей Церкви. Когда же брат Иосиф спросил, кто же это, святитель назвал Архиепископа Лазаря. Еще Владыка сказал, что новая икона прославится многими чудесами, а в знак того, что слова его не ложны, опадет покров с чудотворной Иверской иконы. Пробудившись, брат Иосиф немедленно пошёл к Иверской иконе и увидел лежащий на полу покров. Это особенно поразило брата Иосифа: в комнату, где хранится икона, никто не заходил. Тогда брат Иосиф понял, что этот сон - знамение из мира горнего и твердо решил выполнить волю Божией Матери, переданную ему Святителем Леонтием. Всего через 6 дней, накануне праздника Преображения Господня благочестивая мирянка Елена Сергеевна Наварр-Голицина но просьбе брата Иосифа приехала в Москву, чтобы передать список Иверской иконы Архиепископу Лазарю.

Последнюю перед отбытием в Россию ночь список пролежал лицевой стороной на чудотворной Иконе, затем был вложен в чехол от Монреальской иконы и в нем 18/31 августа Милостью Божией передан первосвятителю Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви Владыке Лазарю (Журбенко) Одесскому. Вместе с Образом была передана вата с благоуханным миром от чудотворной Иконы и часть ризы: Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского (от ред.: знаменательно то, что постановление об организации Архиерейскою Синода РИПЦ совпало с памятью Святителя Иоанна (Максимовича) и Вл. Леонтия, которые всю свою жизнь соболезновали гонимой Истинно-Православной Церкви Катакомбной на Родине). Все эти безценные святыни доставлены в Одессу и радостно встречены Старцем-Архиепископом Лазарем и прихожанами кафедрального храма Св.Прав. Иоанна Кронштадтского Русской Истинно-Православной Церкви, где ныне и хранится эта драгоценная святыня. Акафист Божьей Матери пред чудотворной иконой Иверской Благоухающей читается в храме Св.Прав. Иоанна Кронштадсткого регулярно на протяжении всех 10 лет. А души верующих истинно-православных христиан наполняються радостью от осознания того, что Владычица Державная не покинула нас грешных в трудные дни и мы твердо верим, что идем по правильному пути, ведущему ко спасению.

 

Дополнительно см.:

Архиепископ Леонтий Чилийский (1904 - 1971 гг.)
Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Русской

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=563



 

 


© Catacomb.org.ua