Почему необходимо покаяние в грехе сергианства
Виталий Шумило, г. Чернигов

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОКАЯНИЕ В ГРЕХЕ СЕРГИАНСТВА

 

"Не бойся ничего, что тебе надобно претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь...
Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни"
(Откр. 2, 10).


"Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего"
(Откр. 3, 11).

 

Вопрос, вынесенный нами в название статьи, имеет очень важное, принципиальное значение. От церковно правильного, православного ответа на него, по нашему глубокому убежде-нию, зависит судьба (от славянского “Суд Божий”) не только каждого отдельного христианина, но и Вселенской Церкви в це-лом. Попытаемся дать ответ на него.

Священномученик Дамаскин (Цедрик), Епископ Черниговс-кий и Глуховский, в книге “Печать Христа и печать Антихрис-та” писал о числе зверя: «Не следует думать, что с явлением Антихриста каждый согласится с его философией. Те, которые не сделают этого, будут соблазняться желанием просто сохра-нить себя, свои институты, свое положение и власть. Святые от-цы объясняют, что печать Антихриста не будет поставлена на чело и руку одновременно, но на чело или руку (Откр. XIII, 16). Согласно Андрею Кесарийскому, те, которые получат ее на че-ло, разделят мышление Антихриста, в то время как принявшие ее на правую руку, признают силу его деяний (власть), обманы-ваясь, поверив, что это можно сделать, если “только остаться христианином в своей душе”».

Иными словами, принять «начертание на чело»
(Откр. XIII, 16), то есть «разделить мышление Антихриста» – значит признать его “богом”. Это именно и сделает неправославная часть человечества и такие откровенные от-ступники от Православия, экуменисты, как патриарх константи-нопольский Афинагор, заявивший в 1968 году: «Мы должны молиться и бороться за то, чтобы Иерусалим стал местом диа-лога и мира. Чтобы вместе приготовить путь для возвращения Иисуса, махди ислама, Мошиаха Израиля, Господа нашего».

Однако же для большинства православных христиан это не-возможно: вот тут-то и понадобится «начертание на правую ру-ку их» (Откр. XIII, 16). Священномученик Дамаскин не случай-но обращает внимание на то, что Святой Апостол не пишет: «на руку и чело», но «на правую руку их, или на чело их». Притом добавляет: не на любую руку, но именно на правую. Почему?

Откровение было написано Святым Апостолом Иоанном Бо-гословом почти две тысячи лет назад. Эта книга очень символи-ческая: в ней много символов прикровенных, сокрытых от нас, обычных людей, но впоследствии разъясненных нам Святыми отцами в Толкованиях. Но есть в ней символы, вполне понят-ные человеку того времени. Одним из таких символов и являет-ся “правая рука”. В книге пророка Захарии описан интересный случай: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах. III, 1). Следуя разъяснению Толковой Библии издания 1908 г., Иисус – Первосвященник, властью которого приносились жертвы очи-щения грехов ветхозаветного народа. Сатана, стоящий «по правую руку его, чтобы противодействовать ему», пытается ли-шить Первосвященника его власти и права ходатайствовать пред Господом за народ, «восставая против решения Господа возвратить Свою милость согрешившему народу Израиля» (Том VII, стр. 397).

На православных иконах, изображающих картины Страшно-го суда, праведники всегда стоят по правую руку Спасителя, имеющего власть «судить вселенную по правде, совершать суд над народами по правоте» (Пс. IX, 9). Не случайно в славян-ском языке слова “правый, правда, правая” обозначают “пра-вильный, праведный”, а в конечном итоге – Православный. Правая рука у всех без исключения древних народов была сим-волом власти.

На это именно и хотел обратить внимание Священномуче-ник Дамаскин в толковании “печати Антихриста”: «принявшие ее на правую руку признают силу его деяний», то есть власть. А это значит, что для официального сохранения, “спасения” Церк-ви от закрытия и уничтожения, для спасения собственной жиз-ни, имущества и так далее вовсе не нужно будет признавать Ан-тихриста “богом”: необходимо только признать власть Антих-риста; большего от православного христианина требовать не будут. Схиархимандрит Лаврентий Черниговский в пророчест-вах о времени Антихриста говорил, что в то время «церкви бу-дут, но ходить православному христианину в них нельзя будет, так как там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа». То есть институты официальной Церкви: патриар-шество, епархиальные управления, открытые храмы и так далее – сохранятся, «все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда», будут совершаться все православные обряды, в том числе и Литургия, но «Безкровная Жертва приноситься не бу-дет». Хлеб и вино не пресуществлятся в Тело и Кровь Христо-вы, но останутся хлебом и вином.

И вот здесь, во всей своей сложности и принципиальности, встает вопрос о власти: всякая ли власть от Бога? Сергианству-ющая Московская патриархия учит однозначно: да, даже если эта власть богоборческая. А значит, любую власть нужно при-нимать и ей покоряться… Последние 80 лет русской истории – практическое утверждение этого учения. Отсюда – лишь один шаг к признанию Антихриста: в то время – как и в годы советс-кой богоборческой власти – тоже многие иерархи и духовенст-во (большинство), чтобы сохранить свою жизнь, “спасти” Цер-ковь, храмы, легальные богослужения и так далее, признают власть Антихриста законной и таким способом поклонятся ему. И в этом смысле кровавое, богоборческое, жестокое избие-ние православных (и попытка полностью уничтожить Право-славную Церковь) бесовкой советской властью было лишь предзнаменованием, подготовкой, репетицией того, что давно уже «близ есть, при дверех» (Матф. XXIV, 33).

Однако учение Святых отцов о власти иное: «самое дело (ра-зумею власть) установлено Богом, чтобы общество не пришло в расстройство. Но, если какой злодей беззаконно восхитил эту власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему, или изблевать все свое лукавство, как фара-он, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломуд-рить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Св. Исидор Пелусиот), то есть существу-ет власть, данная Богом, но существует и попущенная Богом за грехи людей. Отсюда вполне ясно, что православные христиане обязаны повиноваться только законной власти и подчиняться только тем законам и постановлениям, которые согласны с Бо-жественной волей; в противном случае они должны, по приме-ру Святых Апостолов, слушаться больше Бога, чем людей (Деян. IV, 19); а по примеру Самого Спасителя, христиане должны быть послушны Господу, как и Он Богу Отцу, даже до смерти (Филип. II, 8).

Еще более принципиальным для христианина является ответ на вопрос: что есть Церковь, и может ли грешный человек свои-ми немощными силами “спасать” Церковь? В этом ответе – си-ла нашей веры. Ответ однозначен: Церковь есть благодатное, мистическое Тело Христово (Богочеловеческий организм, по выражению А.С. Хомякова), и не мы призваны “спасать” Цер-ковь, но все мы спасаемся в Церкви и Церковью. Церковь не-победима (Матф. XVI, 18), как и Сам Христос – Ее и наш един-ственный Глава, Защитник и Спаситель.

И вот здесь уместно задать вопрос: почему именно в России, Русской Церкви попущены в ХХ в. такие жестокие испытания? В чем смысл таких испытаний?

«Кого люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. III, 19), го-ворит Господь, и нет сомнения, что наши деды и прадеды тяж-ко согрешили пред Господом. Но только ли в этом причина? Такой однозначный ответ был бы слишком простым и ничего не объясняющим.

По мнению многих Святых Новомучеников и Исповедников Российских, ответ на этот вопрос нужно искать в XVII главе Откровения Святого Апостола Иоанна: «и я увидел жену, сидя-щую на звере багряном (в славянском переводе “червлене”, то есть красном – авт.), преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камня-ми и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, напол-ненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мер-зостям земным. И я видел, что жена упоена была кровью свя-тых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удив-лением великим» (Откр. XVII, 3-6). Многие толкования под вы-ражением “вывилонская блудница” понимают так называемую “церковь лукавнующих”, или “церковь-блудницу”. То есть ту часть Православной Церкви, которая, ради сохранения своего официального, легального положения, проявит лояльность к власти Антихриста, признает его власть. К такому выводу, в частности, приходит Святитель Феофан Затворник в Толкова-нии на 2-е послание к Солунянам: «Будет часть и содержащих истинную веру (помимо многочисленных еретиков и сектантов – авт.), как она передана Св. Апостолами и хранится в Право-славной Церкви, но и из этих немалая часть будет только по имени православными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут вид-ны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри же отступление полное. На этой почве народится царство ан-тихриста – и возрастет в том же духе видимости». Излишне на-поминать, что под христианами Святитель Феофан подразуме-вал только христиан православных.

Выдающийся русский богослов, Священномученик Архи-епископ Иларион (Троицкий) в одном из писем, написанных им в ноябре 1927 г. из Соловецкого концлагеря, так объясняет этот текст Откровения: «И как было не дивиться Св. Тайнозрителю, когда он узрел пред собою преображение “жены, облеченной в солнце”, “имевшей под ногами луну и на главе венец из двенад-цати звезд” (Откр. XVIII, 2) в “мать блудницам и мерзостям земным”, “упоенную кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых”! Не видим ли мы нечто подобное собственными глазами? Не проходят ли перед нами события, невольно приво-дящие на память духовные созерцания Новозаветного Тайно-видца? Сопоставьте приведенные выше слова Апокалипсиса с делом и деяниями наших живоцерковников и обновленцев! Не приложимы ли они к ним, вплоть до мелочей?

Гораздо значительнее, в указанном апокалиптическом смыс-ле, представляются события последних дней, связанные с име-нем митрополита Сергия. Значительнее, хотя бы по одному то-му, что усаживается на зверя багряного с именами богохульны-ми не самочинная раскольница, а верная жена, имущая образ подлинного благочестия, видимо не оскверненного предвари-тельным отступничеством. В этом главная, жуткая сторона то-го, что совершается сейчас на наших глазах, что затрагивает глубочайшие духовные интересы чад Церкви Божией, что неиз-меримо по своим последствиям, имеющим міровое значение, ибо таковое значение принадлежит изначала Церкви Христо-вой».

Почему же предательство Русской Церкви митрополитом Сергием и его Синодом так категорично рассматривалось боль-шинством Святых Новомучеников как измена Вселенской Христовой Церкви вообще? Попытаемся вкратце осмыслить это.

По известному выражению старца Филофея, «Москва – тре-тий Рим, а четвертому не быть». Как это нужно понимать?

Почти все без исключения Святые отцы Церкви (например, Блаженный Иероним, Святитель Иоанн Златоуст и другие) в выражении «тайна беззакония уже в действии, только не свер-шится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь, и тогда откроется беззаконник» (2 Солун. II, 7-8) под Удерживающим міровое зло единодушно понимают царскую власть, а Святители Филарет Московский, Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов) под Удерживающим понимают власть Православного Русского Царя. После кровавого богоборческого переворота в России в 1917 г. и ритуального убиения последне-го Помазанника Божия, сдерживавшего тайну беззакония, Рус-ского Царя, Удерживающий из міра («от среды») был взят. Ни Румыния, ни Болгария, ни Сербия, хотя и имели православных царей, заменить Москву не могли, так как такого духовного, по-литического и экономического авторитета и влияния в міре не имели. Именно в этом смысле Москва – третий Рим, а четверто-му не быть. Вот почему только в России могла произойти бого-борческая революция, взявшая от среды Удерживающего и распространившая свое тлетворное влияние по всему міру. И именно в России, в ограде Русской Церкви как первой по духов-ному авторитету хранительницы истинного Богопочитания мог-ла и должна была, по неизреченному промыслу Божию, заро-диться “церковь лукавнующих”. Как тернии на плодородной почве, она могла произрасти только на благодатном теле тре-тьего, и последнего, Рима: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много ан-тихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Иоан. II, 18-19).

Вот что по этому поводу писал Священномученик Иларион (Троицкий): «Послание митрополита Сергия и его Синода не бросило ли возглавляемую им церковную организацию в омер-зительные, прелюбодейные объятия атеистической, богохуль-ной и христоборной (анти-Христовой) власти и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте: изошло это послание не от раскольников-обновленцев и им подобных отщепенцев и не от еретиков-живоцерковников, а от законной, канонической, по-видимому православной, иерархии». В этой последней строке весь смысл произошедшей трагедии: церковь лукавнующих произойдет не из среды еретиков (которые к Церкви не принадлежат), а из среды служителей и чад истин-ной Церкви Христовой. Как часто в жизни злая мачеха подме-няет настоящую мать, так и церковь-блудница подменит собою истинную Церковь, по всем внешним признакам ничем не отли-чаясь от Матери («они вышли от нас, но не были наши»). По-добный прецедент уже был в истории человечества: именно Первосвященник Каиафа и возглавляемый им Синедрион, “ор-ган управления” ветхозаветной церковью, единственной храни-тельницы в то время истинного Богопочитания, предали Христа на казнь, совершили страшный грех Богоубийства. Сохраняя внешние формы истинного Богопочитания (Право-славия), они давно отреклись от истинного Бога, потому и не приняли ис-тинного Мессию, ожидая явления лже-мессии – Антихриста.

Размышляя о судьбах Русской и Вселенской Церкви и о церкви лукавнующих, Святитель Иларион пишет: «Можно не-однократно усматривать еще в Ветхом Завете, что одни и те же пророчества сначала исполняются в малом виде, а потом имеют еще другое, высшее и окончательное исполнение». Очевидно, как пред явлением в мір Христа-Спасителя явился Предтеча Господень Иоанн Креститель, так и перед приходом последнего лже-мессии должен был явиться его “предтеча”. Не был ли та-ким “предтечей” богоборческий советский режим, породивший свою, советскую, сергианскую церковь? И не заключен ли в его приходе и создании его церкви главный смысл попущенной Господом “русской” революции? Не явилось ли исполнение пророчеств Святого Апостола Иоанна на России и Русской Церкви «в малом виде», за которым последует их «высшее и окончательное исполнение» уже по всему міру?

Вопросы эти задаем не мы, немощные. Вопросы эти задава-ли многие Новомученики и Исповедники Российские, самой своей жизнью и мученической кончиной за стояние в Правде Христовой стяжавшие у Господа «венец жизни» (Откр. II, 10). Вопросы эти задавали и многие отцы-исповедники катакомбной Церкви Христовой, не признавшие богоборческой власти и по-рожденной ею церкви лукавнующих.

«Трудность настоящего времени для православного человека состоит главным образом в том, – писал в 1927 г. Святитель Иларион, – что теперешняя жизнь Церкви требует от него высо-кодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официаль-ных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально приме-нять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью воп-росов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание со-вести (1 Тим. IV,2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На “законном” основании можно и антихриста принять»

«Как же нам быть в эти страшные минуты новой опасности, надвинувшейся по внушению вражьему на нашу Мать, Святую Православную Церковь? Как быть, чтобы не выпасть из Ее бла-годатного, спасительного лона – и не приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей на нем блудной жены? Господи, скажи нам путь, воньже пойдем!.. – вопрошал Священномуче-ник Илларион, – “После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом, говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница сделалась жилищем бесов и приста-нищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице” (Откр. XVIII, 2). “И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее” (Откр. XVIII, 4). /…/ Ни самая широкая ученость, ни самый глу-бокий природный ум, ни самая утонченная естественная мисти-ка не могут дать удовлетворительного разумения таин Божиих. А здесь мы соприкасаемся с тайной, великой и, в известном смысле, последней тайной земного бытия Церкви и человечест-ва. Тайной является и вопрос, естественно возникший при чте-нии последнего приведенного мною стиха из Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона. Вопрос о том, когда народ Божий должен совершить свой выход?»

Размышляя о чаяниях и путях народа Божия, архипастырей и пастырей Церкви Христовой, Святитель Иларион писал: «Все это вместе взятое и многое другое, видимое и слышимое, и за-ставляет живые верующие души настораживаться и вниматель-но всматриваться в развертывающуюся перед нами картину усаживания жены на зверя. Эти души чувствуют новую, небы-валую опасность для Церкви Христовой и, естественно, бьют тревогу. Они, в большей части своей, не спешат окончательным разрывом с церковными “прелюбодеями”, в надежде, что со-весть их не сожжена до конца, а потому возможно покаяние и исправление, то есть отвержение начатого ими темного дела. Сбудется ли это чаяние?! От души говорю: подай, Господи! Но в самой глубине его вижу сомнение и, однако, пока не ставлю точки над і. Пусть поставит ее время, а точнее сказать, Владыка времен! Он же да сохранит нас, как от легкомысленной поспеш-ности, так и от преступно равнодушной медлительности в том страшно ответственном положении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим!» Так закончил свое письмо в 1927 году Священномученик Иларион. С тех пор прошло 75 лет!..

В среде современных сергиан очень популярны пророчества старцев о возрождении православной России во главе с Царем. Дело дошло уже до того, что некоторые их “старчествующие ревнители” вкладывают в уста истинных старцев собственные вымыслы и басни. Так, например, лже-схиигумен Херувим (Дегтярь) в своей книге о Схиархимандрите Лаврентии Черни-говском приписал отцу Лаврентию собственную ересь, которую батюшка никогда не произносил: «Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный Божий Помазанник. /…/ В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского Православного царя будет боять-ся даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властию антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании». Подоб-ные глупости было бы безсмысленно опровергать, настолько они противоречат Священному Писанию и учению Святых от-цов Церкви, если бы им не верили и их не распространяли бы многотысячными тиражами в “советских православных” книгах и газетах.

Напротив, все Святые отцы, как мы могли убедиться, учат совсем иному: «Но Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» (Лук. XVIII, 8). По разъяснению Святителя Феофана Затворника, речь здесь идет не о вере во Христа вооб-ще: мы видим, с какой силой множатся всевозможные “христи-анские” ереси и секты. Спаситель говорил об Истинной вере, которая невозможна вне Истинной Церкви. Господь, обращаясь к ученикам Своим, обещал нам, Православным христианам: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк. XII, 32), и мы знаем, что во времена Антихриста Истинная Церковь Христова будет малым островком посреди бушующего океана нечестия…

В подтверждение сказанного, в очередной раз сошлемся на Священномученика Архиепископа Илариона (Троицкого), од-ного из выдающихся богословов Русской Церкви: «На днях один епископ, отстаивая ориентацию митрополита Сергия, за-пугивал своего собеседника, с негодованием отвергавшего эту ориентацию, между прочим, тем, что несогласные с Сергием останутся в таком меньшинстве, что явятся одной из множества существующих у нас мелких сект. Бедный епископ, прибегаю-щий к такому безсильному аргументу в защиту народившейся “советской Православной Церкви”! Вспомнил бы он слова Спасителя о том, найдет ли, придя, Сын Человеческий веру на земле! Вспомнил бы множество апостольских предсказаний об оскудении веры и о умножении всякого нечестия в последние времена! Вспомнил бы сказанное Тайнозрителем о Церкви Сар-дийской, в которой лишь “несколько человек” “не осквернили одежд своих”, и о славной Церкви Филадельфийской, “не много имевшей силы”, но сохранившей слово Господне и не отрек-шейся от имени Христова (Откр. III, 4-8). “Множество” и “боль-шинство” необходимы в парламентах и партиях, а не в Церкви Божией, являющейся столпом и утверждением Истины, незави-симо от этих категорий и даже вопреки им (ибо Она имеет сви-детельство о себе самой)».

Конечно, мы верим и надеемся, что обетования старцев свер-шатся. Но они не могут свершиться сами собой, без нашего жи-вого участия, без нашего искреннего покаяния. «Очень легко просто мечтать о будущем этого міра и о том, что может слу-читься в России. Воскресение России зависит от усилий каж-дой отдельной души, оно не может произойти без участия пра-вославных людей – нашего общего покаяния и нашего подвига, – писал в начале 1980-х гг. иеромонах Серафим (Роуз). – Оно будет в какой-то мере зависеть и от самого русского народа, так как Бог здесь действует через свободную волю человека. Также, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и проро-чество Ионы о ее гибели, таким образом, не исполнилось, так и пророчества о восстановлении России могут не исполниться, если русские люди не раскаются». Но покаяние не может быть чем-то безформенным, абстрактным. Нельзя просто покаяться. Покаяние может быть только конкретным, в конкретно совер-шенном грехе.

Чем больше пребываешь в грехе, тем меньше возможности грех видеть и искоренить – это закон аскетической, нравствен-ной жизни всякого человека (в особенности же православного христианина), опытным путем познанный Святыми отцами-подвижниками. Человек становится духовно слеп, сживается с грехом, постепенно его оправдывает, а вскоре желает его, стре-мится к нему и радуется ему. Он уже не способен отличать правду от лжи. Святые отцы учат, что грех, если его не изжи-вать в себе, вырастает в страсть, а затем в порок и нераскаян-ность, что уже есть хула на Духа Святого. Нераскаянный чело-век – духовно мертвый человек, не способный к покаянию и на-всегда потерянный для Царства Небесного. Но тем легче иско-ренить в себе грех, чем раньше увидишь и осознаешь ложь сла-дости греха.

Вот почему так необходимо русскому церковному народу покаяние в грехе сергианства. Но нужно ясно пониматьчто такое сергианство. Сергианство – это внутренняя готовность православного христианина на компромисс с богоборчеством, а в более широком понимании – на компромисс с любым злом, со стихиями міра сего. Готовность эта неосознанная, она происте-кает из сердца, из духовного состояния самого человека. Ее не-льзя контролировать, она является невидимым духовным стержнем в сердце человека. При этом причины и мотивы тако-го компромисса могут быть разными, как и формы самого бого-борчества.

Сергианство изначала есть трусость, отвержение креста Господня и отвержение упования на Господа,1 а в конечном итоге духовная ложь и прелесть. А во всякой лжи реально при-сутствует и отец лжи, диавол: «ибо он лжец и отец лжи… и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан. VIII, 44). Как че-ловек, исповедующий Истину, принимает Духа Истины, так и исповедующий ложь усваивает дух лжи. Это непреходящий за-кон духовной борьбы: невозможно сотворить добро, совершая зло или хотя бы оправдывая зло. Невозможно сохранить Прав-ду, защищая или соглашаясь с неправдой. Поэтому каждый день пребывания в сергианстве грозит невосполнимыми духов-ными потерями: и для христианина, и для всей Церкви, как соб-рания верных, в целом. Каждый день, каждый час компромисса с неправдой и беззаконием, оправдания сергианства и его не-правды и беззакония, опутывает христианина невидимой сетью духовной слепоты и прелести, из которой с годами ему уже не выбраться никогда. О таковых, не пожелавших принять правду, Господь изрек: «и тогда откроется беззаконник…», тот, чье «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою… и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие (то есть за отвержение истины – авт.) пошлет им Бог действие заб-луждения, так что они будут верить лжи.  Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду»
(2 Солун. II, 8-12).

По словам Преподобного Нила Мvроточивого, подлинная печать Антихриста – это духовное состояние человека. Дело не столько во внешнем виде печати, сколько в ее духовном содер-жании: она знаменует состояние и расположение души челове-ка, приводящие его к отступлению. Она знаменует уже состо-явшееся отступление в сердце человека, в его міровоззрении, помыслах и поступках: человек будет готов к ее принятию за-долго до пришествия Антихриста. А по объяснениям Святого Ипполита Римского, ее поставление должно происходить уже после признания Антихриста, абсолютно добровольно и без применения насилия. То есть он станет ставить начертание сво-им приверженцам лишь во второй половине своего царствова-ния.

Очень важно понимать и помнить, что Антихрист внешне будет вполне приличным человеком. Он не придет и не скажет: вот, я Антихрист, приимите меня и поклонитесь мне. Напротив, он будет иметь обычное человеческое имя и ничем не будет от-личаться от обычных людей. Внешне он будет благочестив и сотворит множество добрых дел в первую половину своего правления. Поэтому не следует тешить себя нелепыми мечтами, что, мол, сейчас я буду идти на любые компромиссы в вопросах веры, буду совершенно покорен советской церкви, но когда явится истинный, окончательный Антихрист, я проявлю чудеса православной стойкости. Да не обольстимся, потому что тогда уже никто из таких православных, по словам Святителя Игна-тия (Брянчанинова), не способен будет распознать лже-мессию. «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неве-рен и во многом» (Лук. XVI, 10). К тому же, по единодушному учению Святых отцов, гонения начнутся только во второй по-ловине его царствования, да и то лишь в отношении горсточки православных христиан, не пожелавших покориться лояльной к власти Антихриста официальной церкви, храмы которой «будут в величайшем благолепии, как никогда», по словам старца Лав-рентия,2 и отказавшихся признавать власть Антихриста за-конной.

Из сказанного следует, что без смиренного осознания серги-анского падения и покаяния, истинное Православие в России не возродить. А значит и не спастись. Возводя сергианство (комп-ромисс с богоборчеством) в норму церковной жизни, его за-щитники, сознательно или неосознанно, уже подготовили свою паству к признанию власти Антихриста и принятию «начерта-ния на правую руку их» (Откр. XIII, 16).

Наивно надеяться, что в роковой час испытания у сергиан, привыкших к оправданию неправды и к компромиссам со злом, вдруг откроются духовные очи. Так рассуждать – значит прене-брегать своим спасением, что уже само по себе духовное прес-тупление. Вне Истинной Православной Церкви нет и не окажет-ся ни средств для верного распознания Антихриста, ни, глав-ное, Благодатных сил для стойкого противостояния ему и всем его искушениям. Церковь лукавнующих не сможет преподать чадам своим то, чего у нее не будет: ибо «бысть пуста весьма» (Иезек. XXXVIII, 8), по разъяснению Святителя Игнатия (Брян-чанинова).

В качестве иллюстрации приведем выписки из статьи “Бого-данный вождь” одного очень известного патриархийного писа-теля: «Настало время реабилитировать Сталина. /…/ Наши пат-риархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина бого-данным вождем. /…/ Да, Сталин дан нам Богом, он создал та-кую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить. /…/ Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом дан-ный, Богом хранимый. /…/ Поэтому я, как православный хрис-тианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину. /…/ Но са-мое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о Рос-сии…»

Весь этот ужас написан не в 1949, а в 1999 году, и не выжив-шим из ума  коммунистом или кем-то из современных обнов-ленцев, а священником, к слову которого прислушиваются ты-сячи православных христиан (так как считают его старцем), внешне вполне “православным” – отцом Дмитрием Дудко. Что это, как не ярчайший пример слепоты, духовной деградации че-ловека достойного, в прошлом претерпевшего от богоборчес-кой власти за исповедание Православия, но, не имея Благодат-ных сил для стойкого противостояния всем ее искушениям, публично пред нею покаявшегося? Как мог он забыть о жесто-чайших преступлениях против Церкви Христовой, совершен-ных “богоданным вождем”? Лишенный помощи Божией, иск-ренний благочестивый батюшка уже в наши годы, совершенно добровольно и осознанно превратился, по его собственным сло-вам, в “православного сталиниста”.

«И дал зверю дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. XIII, 2). Совершенно очевидно, что как зверю-Антихристу власть даст дракон-диавол, так и Сталину, как “предтече” Антихриста, власть дана была не Богом, а дьяволом.

Сумеют ли такие “старцы” оградить свою паству от Антих-риста? «Оставьте их: они – слепые вожди слепых: а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. XV, 14).

Духовный сподвижник Святителя Иоанна Шанхайского Ар-хиепископ Аверкий еще в 1975 г. писал, что в последнее время для спасения христианину будет недостаточно принадлежать к “православной церкви вообще”. Очень важно принадлежать к Истинной Церкви. А она, как мы знаем, будет слишком мала, чтобы ее можно было легко распознать. И чем дальше шествует по пути отступления мір и прелюбодействующая с ним, разрас-тающаяся официальная “православная церковь”, тем труднее и труднее будет христианину отыскать и войти в благодатную ог-раду «малого стада» – Церкви Христовой. Что для этого нужно – не знаем. Никакие личные “заслуги”-индульгенции здесь, оче-видно, не помогут. Только неизреченное милосердие Божие…

«Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Ис. III, 12), – не к современному ли церковному народу возвысил Господь голос Свой? И не при-шло ли время православным христианам прислушаться к при-зыву Господа, о котором вопрошал Священномученик Иларион семьдесят пять лет тому назад: «Выйди от нее народ Мой, что-бы не учавствовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. XVIII, 4)?

Будем же помнить слова замечательного духовного писателя ХХ столетия, проповедника покаяния, Архиепископа Русской Православной Церкви Заграницей Аверкия (Таушева): «Врата адовы не одолеют Церкви, но как показала Ее история, опреде-ленно, они могут одолеть и одолеют многих, кто считает себя столпами Церкви».

Будем бдительны во всем (2 Тим. IV, 5).3

Литература:

1.     Аверкий (Таушев), Архиепископ. Выражают ли в наше время названия “христианский” и “православный” существо дела? // Православная Русь. – 1975. – № 5 (1054), 1/14 марта.

2.     Аверкий (Таушев), Архиепископ. Истинное Православие и современный мір. – Джорданвилл, США: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1971.

3.     Андреев И.М., проф. Святые Русских Катакомб. – Платина, Калифорния, США, 1982. – С. 222-223. На англ. яз.

4.     Беляев А.Д., проф. О безбожии и антихристе: В 2-х тт. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898.

5.     Борис Молчанов, протоиерей. Эпоха Апостасии. Джорданвилл, США: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1976. Или: Борис Молчанов, протоие-рей. Эпоха Апостасии // Вера и жизнь: православный журнал. – Чернигов, 1992. – № 1.

6.     Дмитрий Дудко, священник. Богоданный вождь // Русский православный патриот. – 1999. – № 3, декабрь.

7.     Жизнеописания, поучения и пророчества Лаврентия Черниговского // На-дежда: православный сборник. – Мюнхен, 1988. – № 14. Или: Жизнеописа-ния, поучения и пророчества Лаврентия Черниговского – К.: Изд. «Свет Печерский», 1991. – С. 116-118.

8.     Клеман Оливье. Беседы с патриархом Афинагором. – Брюссель: Изд. «Жизнь с Богом», 1993. – С. 209.

9.     Лев Лебедев, протоиерей. Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви. – Монреаль, Канада: Изд. Братства преп. Иова По-чаевского, 1991.

10.  Мелетий Никопольский, митрополит. Печать антихриста в Православном Предании. – М.: Изд. Сестричества во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 2001.

11.  О последних событиях, имеющих совершиться в конце міра. Третье изда-ние Козельской Введенской Оптиной Пустыни. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. – С. 40-46.

12.  Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеопи-сание / Сост. схиигумен Херувим (Дегтярь). – М.: Русский Духовный Центр, 1994. – С. 157-158 (работа неоднократно переиздавалась много-тысячным тиражом, ссылки на нее делаются во многих изданиях, посвя-щенных Схиархимандриту Лаврентию).

13.  Русская Православная Церковь и коммунистическое государство.
1917-1941. Документы и фотоматериалы. – М.: Изд. Библейско-Богословс-кого Института св. апостола Андрея, 1996. – С. 236-242.

14.  Серафим (Роуз), иеромонах. Будущее России и конец міра // Святое Пра-вославие. ХХ век. – М.: Донской монастырь, 1992.

15.  Тихомиров Л.А. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мiра // Хрис-тианин. – 1907. –№ 9. Или: Тихомиров Л.А. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мiра // О последних судьбах нашего міра. Три взгляда из разных эпох. – М.: Изд. Отчий дом, 1997. – С. 60-69.

 

 

1 "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою" (Откр. XXI, 8). Священномученик Дамаскин обращает внимание на то, что не случайно боязливые стоят впереди всех прочих страшных грешников. Боязливость - это неверие во всемогущество Божие и Его попечение о нас, она даже хуже откровенного вероотступничества (неверных), п.ч. рождает внутренних врагов Церкви, наносящих ей самые болезненные удары. Именно поэтому сергианство более опасно, чем экуменизм. Экуменизм - слишком явное зло и для православного сознания неприемлемое. Сергианство - зло более тонкое, едва уловимое, а потому страшнее по своим духовным последствиям. Назад

2 Сопоставим это с ересью Херувима и иже с ним: "В России будет процветание веры и прежнее ликование". Ликование какой веры?Назад

3 Труды Священномучеников Архиепископа Илариона и Епископа Дамаскина мы рассматриваем как Cвятоотеческие, т.к. они прославлены во Святых Русской Православной Церковью (Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 г. и Московской патриархией в 2000 г.). Поэтому каждое их слово для нас особенно дорого. Пусть их труды и сама жизнь послужат нам, современным христианам, благодатным, утешительным и укрепляющим уроком...Как видим, есть над чем задуматься.Назад

Июль 2001 г.

 

Вера и Жизнь. Православный журнал. - № 1 (12), 2008. - Чернигов. - С. 44-60.


© Catacomb.org.ua