Грех безпамятсва. О праздновании "дня святого Валентина"


В «день святого Валентина», который в последние годы широко отмечают в нашей стране (даже в школах в младших классах), мне всегда становится грустно. Нет, я не против новоявленного «праздника любви» - просто берет досада, что мы бездумно копируем чужое, когда есть свое и оно не только не хуже, но возвышеннее и нравственнее. Ведь что собой представляет «день святого Валентина»? Когда-то в средние века католический священник тайно венчал влюбленных, которые в силу разных причин не имели права жить в браке. То ли в силу несовершеннолетия брачующихся, то ли "темные" родители были против, то ли с прежними браками молодожены уладить не спешили - внятно история на эту тему не распространяется. Достоверно известно другое. Священника разоблачили и казнили. А позже канонизировали.

Легенда красивая. Но почему мы совсем забыли другой, более красивый праздник - день святых благоверных Петра и Февронии, чтимых Русской Православной Церковью?

Он отмечается 8 июля по н. ст.

Житие этих святых («Чудо о Петре и Февронии») впервые было обнародовано еще в 40-е годы XVI века псковским священником, иеромонахом Еразмом (мiрское имя его Ермолай). Кстати, прежде его даже изучали на факультетах журналистики как выдающийся литературный памятник наряду со «Словом о полку Игореве». Эта древняя история рассказывает про крестьянскую девушку Февронию, которую полюбил муромский князь Петр. Несмотря на все запреты, он женился на любимой. Законный (подчеркну это) брак не одобрила московская знать. Несчастную пару преследовали, унижали и вынудили принять монашество. Его услали в мужской, ее же соответственно - в женский монастырь. Вскоре Петр заболел и сообщил Февронии, что скоро умрет. От горя и разлуки с любимым заболела и она. И «...отдали они оба святые души свои в руки Божьи на 25- й день месяца июня ...» (по новому стилю это событие произошло 8 июля) в один день и час. Об одном успели они попросить: высечь из одного камня общий для них гроб.

Однако лежать в одном гробу инокам запрещено. Поэтому общий гроб остался пустым. Покойников похоронили порознь: Петра - в соборной церкви Пречистой Богородицы, Февронию - в загородном женском монастыре... А поутру «люди увидели, что отдельные гробы, в которые их положили - пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви Пречистой Богородицы в общем гробе...» Иноки перенесли тела и вновь уложили их в отдельные гробы. Но и на следующее утро вся история в точности повторилась.

«И не смели их трогать больше, и похоронили вместе...».

Это замечательная по трагичности и возвышенности история любви и верности наших древних предков. А их почитание и молитвенное обращение к ним молодых (и не очень) супружеских пар, и молодых людей, только готовящихся связать друг с другом жизнь – еще с XII ст. было широко распространено на Руси. И очень часто они отзывались на искреннюю сердечную молитву, приходили на помощь в трудных обстоятельствах семейной жизни. Их нетленные мощи и ныне почивают в г. Муроме – в одном гробу.

О любви Петра и Февронии Ермолай-Еразм рассказывает так трогательно и тепло, что поневоле задаешь себе вопрос: почему в нашей средней школе эту удивительную историю дети не знают? Почему наши студенты наслышаны о католике Валентине, заключавшем незаконные браки, а о православных влюбленных-мучениках Петре и Февронии даже и не слышали?

Семейная икона. В центре: благоверные Петр и Феврония, по бокам: прп. Виталий и мц. Татиана. 
Такие иконы с изображением Петра и Февронии, а также святых, чьи имена носили супруги, были распространены в дореволюционной Руси. Не пора ли этот благочестивый обычай снова восстановить?


© Catacomb.org.ua