ПОСТ И ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
Архиепископ Аверкий (Таушев, 1906-1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев)

 

Пост и истинное Православие

 

    "Воздержанием тело смирити вси потщимся,
Божественное преходяще поприще непорочнаго
поста, и молитвами и слезами Господа спасаю-
щаго нас взыщем..."
(Стихира в Нед. Сырную).
    "Аще, кто епископ, или пресвитер, или диакон,
или чтец, или певец, не постится во святую
четыредесятницу пред Пасхою, или в среду,
или в пяток, кроме препятствия от немощи
телесныя, да будет извержен. Аще же мiрянин
да будет отлучен"
(Пр. св. Апостол 69-е).

 

 

 

 

 

 

 

«Постное время светло начнем» — взывает св. Церковь при наступлении Великого поста, и в целом ряде умилительных песнопений призывает нас радоваться тому, что «прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира в 1-ый день поста), ибо «преблагословенна благодать всечестнаго поста» (седален во вторник).

В то же время св. Церковь напоминает нам, что «непорочный пост, иже есть душам спасение» (стих. на стих. во вторник) состоит не в одном только телесном воздержании: «истинный пост», «приятный и благоугодный Господеви» — это «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (стих. на стих. в понедельник).

Телесное воздержание необходимо, чтобы «погасить плотския страсти пламенеющыя» (седален во вторник), чтобы «на нас мучительствующую плоть поработити» (стих. на стих. во вторник), но с ним должен быть соединен и чисто-духовный подвиг борьбы со своими греховными страстями: «постящеся, братие, телесне, постимся и духовне» (стих. в среду).

Перед самым наступлением Великого поста — в Неделю Сыропустную — св. Церковь приводит нам на память грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая, то есть потерю ими того райского блаженства, для которого они были созданы. Это скорбное воспоминание объясняет нам для чего нужен пост.

Мы унаследовали от наших прародителей поврежденную грехом природу, а потому и сами грешим — грешим так же, как и они, непослушанием Богу и невоздержанием, увлекаясь всевозможными страстями и пороками, душевными и телесными. Мы не здоровы, а больны, а какой больной не хотел бы выздороветь? Кому охота постоянно болеть без всякой надежды на выздоровление?

Вот св. Церковь и идет нам навстречу, предлагая нам курс лечения — святый пост.

Мы — падшее создание. Через непослушание Богу и через невоздержание мы, в лице наших прародителей, пали и лишились райского блаженства: через добровольно принимаемый на себя подвиг послушания и воздержания мы можем снова возстать и возвратить себе потерянное райское блаженство.

Вот — истинный смысл поста!

Пользу от поста, как могущественнейшего средства освобождения от гнетущей нас греховности, испытывает каждый, а поэтому даже странно бывает слышать те неразумные возражения, которые в настоящее время против поста делаются. Мы подчеркиваем: «в настоящее время», потому что никогда в прошлом не бывало стольких возражений и такого большого количества противников поста, как ныне. Особенно странно слышать возражения против поста от сектантов, которые говорят, что они во всем следуют только Библии.

Именно Библия учит нас посту.

Поселив первого человека в раю, Сам Господь заповедал ему воздержание, запретив вкушать плоды от «древа познания добра и зла» (Быт. 2, 16-17). После потопа Господь Бог также наложил на людей некоторое ограничение в пище: «Только плоти с душою ея, с кровью ея не ешьте» (Быт. 9, 3-4). При Моисее Господь установил «праздник опресноков», когда можно было есть только пресный хлеб (Исх. 23, 15), а затем определил ясное разграничение, мясом каких животных можно питаться, а каких нельзя (Лев. 11 гл.). Сам Моисей на Синае не ел хлеба и не пил воды сорок дней и сорок ночей (Исх. 34, 28). Испрашивая у Бога прощение избранному народу, Моисей опять «сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и воды не пил за все грехи» (Втор. 9, 18). Св. Пророк Илия во время путешествия из Вирсавии к горе Хориву сорок дней и сорок ночей оставался без пищи и пития (3 Цар. 19, 8-12). Израильтяне, страшась Ассирийского нашествия под предводительством Олоферна, испросили милость и помощь от Господа, молясь и постясь много дней пред святилищем» (Иудифь 4, 3).

Множество и других примеров постного подвига дает нам Ветхий Завет, но из них особенно выдающийся и убедительный — это пример семи братьев Маккавеев, учителя их Елеазара и матери Соломонии, живших незадолго до пришествия Христа-Спасителя на землю: мученическую смерть они предпочли нарушению законов о пище (2 Маккав. 6, 18 до конца и 7 гл.). Да и вся история избранного народа Божия показывает нам, что особенно усердные молитвы и сердечное сокрушение о грехах всегда сопровождались постом, и такая молитва, соединенная с постом, Богу приятна, а людям спасительна.

Новый Завет точно также утверждает важность и необходимость поста. Великим постником был Предтеча Господень св. Иоанн Креститель. Сам Господь Иисус Христос перед выходом Своим на общественное служение человеческому роду, удалившись в пустыню, сорок дней и сорок ночей провел в посте. Во время Своей Нагорной проповеди Он дал определенные наставления, как следует поститься: не для похвалы человеческой, а для Бога (Матф. 6, 17-18). Объясняя Своим ученикам, почему они не могли изгнать беса из приведенного к ним отрока, Господь указал на пост, как на необходимое средство в борьбе с темной бесовской силой: «сей род не исходит токмо молитвою и постом» (Матф. 17, 21). Возражая книжникам и фарисеям на укор, почему ученики Его не постятся, как постятся «ученики Иоанновы и фарисейские», Господь сказал: «приидут дние, егда отъимется от них Жених, и тогда постятся в тыя дни» (Марк. 2, 18-20), И в кн. Деяний Св. Апостолов мы находим вполне определенные указания на то, как св. Апостолы постились. Постились они перед отправлением Варнавы и Савла на проповедь (Деян. 13, 2-3), постились при рукоположениях пресвитеров (Деян. 14, 23).

Кажется, этих свидетельств достаточно. Они не могут не убеждать нас, что пост — дело Богоустановленное, Богу угодное, а для людей — спасительное.

Святые Отцы Церкви и все великие подвижники христианского благочестия и сами постились и нам оставили множество замечательных наставлений о пользе, важности и необходимости поста, имеющего огромное значение в деле Богоугождения и нашего духовного преуспеяния.

Вот как учил, например, о посте вселенский учитель и святитель Василий Великий: «Соблюдайте заповедь о посте, почтите седины поста, ибо он так же стар, как род человеческий».

А вот изречение св. Иоанна Златоустого: «Постящийся легок, глубоко внимателен, молится трезвенно, лукавыя вожделения погашает, умилостивляет Бога и горделивую душу смиряет».

Св. Афанасий Великий говорил: «Видишь ли, что делает пост: болезни врачует, мокроты изсушает, лукавые помыслы удаляет, бесов прогоняет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим был нечистым духом, да будет ему известно, что сей род, по слову Господа, изгоняется только молитвою и постом».

«Пост — колесница, возносящая на небо», учил преп. Ефрем Сирин: «пост доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост — путь к покаянию».

«Пост — отвержение всего, что услаждает вкус», наставляет величайший подвижник преп. Иоанн Лествичник: «погашение телеснаго разжжения, истребление лукавых помышлений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной безчувственности, дверь умиления, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, врата рая и небесное наслаждение».

По учению преп. Исаака Сирского, «пост — святой путь Божий и основание всех добродетелей».

Св. Амвросий Медиоланский называет пост «временем небеснаго врачевания» и говорит, что «пост есть время, в которое мы можем очистить всю скверну пороков и уврачевать все язвы беззаконий, усердно прося Врача душ наших, чтобы Он помог нам соблюсти заповеди, трудныя для соблюдения при нашем немощном составе».

Таких святоотеческих свидетельств о значении поста можно было бы привести безчисленное множество.

Вот, следовательно, какое огромное и важное значение имеет для нас пост!

Вполне понятно поэтому, что говорит о посте и наш, почти современный нам великий подвижник, богослов и наставник православно-христианского благочестия святитель Феофан, Вышенский Затворник: «Подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потеряннаго рая. Мать наша св. Церковь сердобольная, разве мачиха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все хотящии спастись покаряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе, сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Оттого, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душею. Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста — тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога. («Письма о христ. жизни», стр. 126).

Таково наше православно-христианское учение о посте!

После всего вышесказанного нами, должно быть вполне ясно и понятно каждому безпристрастно-настроенному и непредубежденному человеку, что там, где нет поста, там нет и истинного Православия!

Вот почему, совсем не случайно первая седмица Великого поста завершается у нас радостным праздником в честь «Торжества Православия».

Истинное Православие так тесно связано с постом потому, что Истинное Православие есть чистое и безпримесное учение подлинного, неповрежденного никакими человеческими вымыслами, христианства о вечном спасении человека, а вечное спасение человека невозможно без подвига поста.

Только в Православной Церкви и сохранилось поэтому доныне чистое и неискаженное учение о посте и все издревле установленные правила о том, как надлежит соблюдать пост. Потому-то 69-е Апостольское правило всех не желающих поститься, «кроме препятствия от немощи телесныя» (конечно, если это препятствие — действительное, а не воображаемое, не мнимое!), священнослужителей извергает из сана, а мiрян — отлучает от Церкви.

В какое же положение ставят себя тогда все эти современные модернисты — «нео-христиане», или «нео-хилиасты», которые так любят разглагольствовать о «Жизни в Церкви» и о «Православии в жизни», а поста не признают и поститься не желают?

Не всегда, конечно, решаются они отвергать пост теоретически, но почти всегда отметают его практически, смотря на него, как на какие-то «пережитки прошлого», для нашего «культурного» времени не имеющие обязательной силы и значения.

Такое настроение их, однако, естественно и строго-последовательно, ибо вытекает само собой из их не-православной идеологии. Ведь все их мысли и чувства — здесь на земле, где они думают устроить «Царствие Божие», понимая под ним, в сущности, благоденственное и мирное житие с невозбранным и неограниченным пользованием всеми земными благами. Настоящей, живой мысли о вечности, о предстоящей им будущей жизни (в которую они, видимо, весьма слабо веруют, а многие из них, быть может и совсем не веруют!) у них нет, а потому и готовиться к ней, путем очищения себя от греховных скверн, посредством поста, они просто не считают нужным. Утверждению в них такого настроения помогает еще и криво-истолковываемое ими учение Слова Божия о том, что «Бог есть любовь»: а раз Бог есть любовь то и нечего особенно безпокоиться — Он никого не осудит, а всем все простит.

К чему же тогда обременять себя какими-то подвигами и мучить себя постами, вместо того, чтобы невозбранно наслаждаться всеми благами этой земной жизни, которые «ведь для нас же и созданы Богом»?

Конечно, не всегда так откровенно высказываются подобные мысли вслух, но в глубине души, подсознательно, все эти современные модернисты, любящие выдавать себя за «представителей Православия», так именно настроены.

Совсем, однако, не таково, как мы видели, истинно-православное мiровоззрение, а потому мы не можем не разоблачать таких людей, как представителей фальшивого, но отнюдь не истинного Православия.

Православие — не в одних только отвлеченных, оторванных от жизни, формально-признаваемых догматах: Православие — в духе и жизни!

Православие — в подвиге жизни истинно-христианской.

Без подвига нет и Православия.

Истинное Православие непременно требует подвига, о котором так ясно учит и Слово Божие и великие Отцы Церкви, прославившиеся святостью своей жизни.

Ведь не напрасно же истинно-христианский, или, что то же, православный путь жизни Сам Христос-Спаситель именует «путем узким и тесным» (Матф. 7, 14) и уподобляет его «несению креста», заповедуя Своим последователям «самоотвержение» (Матф. 16, 24). Отсюда ясно, что каждый истинно-православный христианин должен быть подвижником. А подвиг находит себе наиболее яркое выражение в посте, как и учит об этом св. Апостол Павел: «Подвизаяйся от всех воздержится» (1 Кор. 9, 25), то есть: кто подвизается, должен упражняться в воздержании. Да и сам св. Апостол Павел тут же добавляет, подтверждая личным примером своим необходимость воздержания: «умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» (1 Кор. 9, 27). Если сам великий Апостол языков, прошедший с проповедью св. Евангелия всю вселенную, находил нужным «умерщвлять тело свое и порабощать», то как же не следовать его примеру и нам грешным? как можно дерзать отвергать значение поста, пренебрегать им?

Наступивший Великий пост и есть такое, ежегодно-повторяемое, для пользы нашей, поприще упражнения в подвиге воздержания, или, что то же, — в подвиге истинно-христианской жизни.

И ничего такого мрачного и зловещего, как это рисуют себе неразумные люди, ищущие одних земных радостей и сладостей, подвиг поста собой не представляет. Наоборот: правильно-проводимый, по уставам Церкви, пост дает необыкновенную духовную легкость и отраду и ни с чем земным несравнимую радость — он дает душевное и телесное здравие. И как ежегодно-проводимый нами Великий пост приводит нас к светлой радости Христова Воскресения, так и жизнь каждого из нас, если мы добровольно и охотно уподобляем ее великопостному подвигу, приведет нас в свое время к преславному воскресению из мертвых, к оправданию на Страшном Суде Божием и к вечной нескончаемой радости в блаженных чертогах райских.

А это именно и есть цель истинного-православного-христианства!

К ней, и только к ней, мы и должны стремиться.

 

 

Архиепископ Аверкий (Таушев), «Современность в свете Слова Божия». Слова и речи. Том 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua