Доклад Синоду РИПЦ о результатах встречи с Архиепископом Калинником и представителями Синода ГИПЦ
Епископ Гермоген Черниговский и Гомельский

 

Доклад Синоду РИПЦ Председателя Синодальной Комиссии по диалогу с разными частями ИПЦ и РПЦЗ Епископа Гермогена о результатах встречи с Бл. Архиепископом Калинником и представителями Синода ГИПЦ, состоявшейся в Монастыре Свв. Архангелов (Коринф, Греция) 12 августа 2011 г., и предлагаемые выводы по вопросу актуальности помощи СИПЦ в восстановлении сербского епископата.

Прием нашей делегации греческой стороной состоялся 11 августа. Встретивший нас Епископ Фотий по дороге в Коринф предоставил нам возможность посетить гробницу блаженной памяти новопреставленного Архиепископа Хризостома Афинского и Элладского в Мегаре и вознести наши молитвы ко Господу как о упокоении души Вл. Хризостома, так и о его молитвенном предстательстве в деле объединения Истинно Православных Церквей Греции, России и Сербии. Как мы помним, Архиепископ Хризостом был искренним сторонником объединения наших Церквей и очень хотел, чтобы это совершилось еще при его жизни, а также оставил свое благословение на это Архиереям Синода ГИПЦ, по их же свидетельству.

Блаженнейший Архиепископ Калинник встретил нас в своем монастыре вечером того же дня и тепло приветствовал нас. Был день памяти его небесного покровителя Св. муч. Калинника и весь день он принимал поздравления от Архиереев, священства и мирян, поэтому удобной возможности для беседы в этот день не было. Тем не менее, его Блаженство провел нас в храм Святых Архангелов и, открыв Царские врата, пригласил приложиться к Святому Престолу. Встреча и беседа с греческими Архиереями была назначена на утро следующего дня.

Во время беседы с Блаж. Архиеп. Калинником со стороны ГИПЦ присутствовали также Архиепископ Хризостом (Аттики), Епископ Фотий, секретари Синода и переводчик. С нашей стороны участвовал я, Епископ Гермоген, и протопресвитер Виктор (Мелихов). В качестве свидетеля о позиции СИПЦ и принятых ими решениях к участию в беседе был приглашен Схииеромонах Акакий (Станкович). По соглашению сторон велась запись беседы.

Архиеп. Калинник любезно предоставил мне возможность изложить цель предложенной нами встречи и беспрепятственно, в течение довольно длительного времени, полностью высказать наше видение хода развития взаимоотношений наших Церквей, а также сообщить о событиях взаимного общения между РИПЦ и СИПЦ.

В начале беседы я поблагодарил его Блаженство за теплый, отеческий прием, оказанный нашей делегации, и сказал, что осознаю свою миссию по моим силам очень сложной, так как мне предстоит объяснить каноничность наших действий и убедить греческую сторону в чистоте и искренности наших намерений в новых, уже получивших развитие, обстоятельствах общения Греческой, Русской и Сербской ИПЦ. Отсутствие же взаимопонимания в этих условиях может привести к кризису наших отношений.

Согласно утвержденному Архиепископом Тихоном плану переговоров мною вначале было выражено мнение нашего Синода о том, что мы считаем диалог с ГИПЦ успешно развивавшимся до настоящего времени и поддерживаем высказанное накануне этой встречи предложение греческой стороны ускорить установление евхаристического общения на основе достигнутого после февральской встречи в Одессе взаимопризнания тождественности вероисповедной и экклезиологической позиций наших Церквей со строгой акривией в догматических моментах экклезиологии и возможностью икономии в вопросах канонического порядка.  

Затем я кратко напомнил и изложил греческой стороне неизменную основу нашей экклезиологии, проводимую в нижеследующих тезисах.

Главным, ключевым вопросом диалога между Греческой ИПЦ и РИПЦ является взаимопризнание их права и долга осознавать себя именно Поместными Церквями, права выстраивать отношения, соответствующие Правилам Вселенской Церкви, и восстанавливать освященное в Духе Святом уже бывшее ранее историческое братское общение между Элладской и Русской Церковью. 

Мы, так же как и ГИПЦ, свидетельствуем, что Православное Предание не позволяет признавать таинства еретических и схизматических церквей, и мы не признаем действительными таинства, совершенные вне Церкви Христовой. При чиноприеме в Истинную Церковь не-совершение таинства крещения или миропомазания является только вопросом допустимости икономии, не противоречащей при этом канонам и практике Вселенской Церкви.

Синод РИПЦ хранит всю полноту Православного Предания – как его сохраняли традиционно дореволюционная РПЦ и РПЦЗ. Исходя из этого мы сохраняем в чиноприеме из экуменических Церквей традиционно установленную в РПЦ возможность икономии к неканоническому обливательному крещению в согласии с 95 Пр. Трульского Собора, но при должном исследовании всех обстоятельств его совершения в виду широко распространенного в настоящее время произвола и небрежения как к чину оглашения, так и в совершении водной стороны крещения.

Миропомазание при приеме из экуменических официальных Православных Церквей является нормой акривии. Практика миропомазания уже введена в нашей Церкви, и обязательность ее будет утверждена на ближайшем Соборе РИПЦ. Но условия для возможного массового обращения из экуменизма и сергианства в России требуют в настоящий момент возможности применения икономии в требовании миропомазания – по решению Епископа.  

Далее перед греческой стороной было откровенно высказано наше видение негативных моментов, которые препятствуют скорейшему достижению полноты общения наших Церквей.

Во-первых, мы предвидим значительные трудности у Синода ГИПЦ в достижении согласия всего их духовенства и паствы в вопросе допустимости применения РИПЦ икономии в чиноприеме обливательно крещеных в экуменических Церквях в связи со ставшей традиционной с середины 18 века в Греческой Церкви акривией по отношению к обливательному крещению. Эта практика Греческой Церкви все же недостаточно обоснована для нормы Вселенской Церкви и не принята в Поместных Церквях, не следующих греческому Пидалиону. В этом отношении нас настораживает то, что подробная информация о РИПЦ до паствы в ГИПЦ до сих пор еще не доводилась и предложение об ускорении достижения полноты общения наших Церквей не подкреплено видимыми внутренними процессами в ГИПЦ.

Во-вторых, мы не можем согласиться с мнением Синода ГИПЦ о законности распространения им своей церковной администрации на историческую каноническую территорию других исторических Поместных Церквей. Это вопрос существования в ГИПЦ не упраздненного до сих пор Российского Экзархата и известные нам факты реальной церковной политики по отношению к Сербской ИПЦ. Стало несомненным явное раздвоение заявлений ГИПЦ о своей церковной политике по отношению к Сербской ИПЦ. Известно, что были многолетние заверения в том, что СИПЦ является сестрой-Церковью для ГИПЦ, и известны недавние заявления на уровне Синода, что ГИПЦ считает СИПЦ пока лишь своей миссией в Сербии. В этом отношении очевидно, что понятие «ИПЦ в Сербии» не тождественно понятию «ИПЦ Сербии», и со стороны ГИПЦ речь идет о реальной канонической законности своей администрации в Сербии.

На недавнее требование сербского духовенства и мирян к Синоду ГИПЦ подтвердить их исторические права на восстановление Православной автокефалии и рукоположить им сербского Епископа последовало лишь формальное подтверждение каноничности требований восстановления самоуправления Сербской Церкви без реальной перспективы его исполнения в обозримом будущем. Так, необходимым условием согласия на самоуправление СИПЦ поставлено признание и регистрация от Сербского государства. В России необходимость этого однозначно называлась бы «сергианством». Кроме того, ГИПЦ отклонило избранного СИПЦ (теми, кто осознает себя именно таковой) кандидата в Епископы Схииеромонаха Акакия, своего бесспорного духовного лидера, и вместо этого предложило сербам лишь избрание своего кандидата для поставления его в неопределенном будущем во Епископы именно в составе ГИПЦ для Сербии. Критерий необходимого для епархии численного состава Сербской ИПЦ Греческая Церковь ничем не обосновывает, но заявляет о недостаточности количества членов СИПЦ для поставления в настоящее время Епископа. Все это нам, также как и сербам, представляется искусственным удержанием Сербской ИПЦ в своей жесткой администрации на неопределенно долгий срок своего административного управления в Сербии.

В этом суждении мы опираемся также и на высказывание греческой стороны, имевшее уже место в телефонном разговоре между Бл. Архиеп. Каллиником и Архиеп. Тихоном. На делавшийся уже ранее нам упрек, что мы не владеем ситуацией в СИПЦ и вмешиваемся во внутренние дела ГИПЦ, я могу ответить, что мы не создавали существующего разделения между небольшой группой, считающей себя членами ИПЦ Греции, и достаточно большой группой, осознающей себя именно ИПЦ Сербии. Мы застали это разделение уже давно существующим, и причины этого лежат в политике ГИПЦ. Мы достаточно изучили духовную жизнь в значительной группе, собравшейся вокруг о. Акакия, чтобы видеть в нем реального и подготовленного кандидата в Епископы. Были посещения сербами Леснинского Монастыря, а также – леснинскими монахинями и Игуменией из России сербского Монастыря Новостеник, этот Монастырь посещал Архиепископ Вениамин, были встречи с сербским духовенством, монашествующими и мирянами в Одессе. Для нас очевиден факт, что именно сербский православный патриотизм дает огромную силу происходящему в Сербии возрождению чистоты Православия и только через него православие может получить широкую поддержку населения Сербии.

В настоящий момент Сербский вопрос особенно расширяет и поднимает уровень нашего диалога, вскрывая реальную экклезиологическую позицию и политику наших Церквей, приближая его разрешение, как мы считаем, на должном уровне в полноте Истины Православия. Долг Православных Архиереев – соблюдать каноничное устроение Вселенской Церкви, и это не позволяет нам оставаться безучастными к проблемам СИПЦ, искренне страдающей за погибающий в ереси экуменизма сербский народ. И наши сердца состраждут более всего там, где более гонима Истина, где гоним Христос Истинный от неправославных властей, поддерживающих еретиков. Это положение очень близко и знакомо нам в России. В Греции сейчас нет такого положения, и ИПЦ имеет признание от государства, даже определенную защиту от официальной экуменической Элладской Церкви, и это, как мы видим, сейчас не способствует полноте взаимопонимания между сербами и греками.

ГИПЦ управляет значительной группой сербских православных на канонической территории Сербской Церкви уже более 10 лет. Это не только не способствует, но уже даже и препятствует присоединению к ИПЦ людей из официальной сербской Церкви, и причиной этого являются общеизвестные проявления греческого национализма в истории взаимоотношений Греческой и Сербской Церквей. В условиях Сербии сейчас необходим, как на это совершенно справедливо указывает СИПЦ, свой национальный сербский Православный Епископ. И это не проявление национализма, приводящего к ереси филетизма, а православный патриотизм, способствующий на основании глубоких православных корней сербской национальной культуры собирать Сербский народ в евхаристическое единство. Территориальный принцип разделения управления Православных Церквей имеет и сокровенный евхаристический принцип, а каждая национальная Поместная Церковь украшена неповторимо в своем благочестии Святым Духом. Истина – это не только формальная чистота мысли, но и любовь, заповеданная нам Христом. Любовь всегда сострадательна, и мы не можем не сострадать собратиям Сербской Церкви. Употребление канонов не должно остановить этого дара жизни во Христе. Напротив, они духовно направлены к выправлению полноты жизни во Христе.

Я напомнил, что Русская Церковь в прошлом, как восстанавливая епископат ГИПЦ, так и делая признание его каноничности, не требовала при этом от ГИПЦ признания от Греческого государства, и греки были тогда очень рады признанию от одной только РПЦЗ. РПЦЗ не устанавливала даже временной своей администрации в Греции, а мы до сих пор имеем греческую администрацию в России. Кроме того, и в Америке Митрополит Филарет не хотел подчинять своей администрации пришедших к нам греков и предлагал им автономию, от которой они сами отказались. О. Виктор Мелихов привел этому убедительные личные свидетельства и опроверг высказанное Архиепископом Калинником заявление, что русские в то время «давили» на греков, требуя отказываться от греческого богослужения, чему он и сам, якобы, был свидетелем в Бостоне. Стало очевидным, что, к большому сожалению, Архиепископ Калинник может допускать субъективное и тенденциозное освещение событий, что подтвердилось и позже в его изложении событий развития отношений между сербскими клириками и Синодам ГИПЦ во время его личного управления ими из Греции. 

Мы ознакомлены, сказал я, со всеми сторонами отношений ГИПЦ и СИПЦ для тех решений, которые являются правом и долгом Поместной Русской Церкви, так как СИПЦ официально обратилась к нам с просьбой принять их в братское полное молитвенное и евхаристическое общение, и у нас состоялся откровенный диалог по всем вопросам ее общения с ГИПЦ, начало которого было положено еще три года назад. Нас не смущает численность Сербской ИПЦ, у нас была возможность ознакомиться с ее внутренней жизнью, и мы признаем ее право на самоопределение в межцерковном общении. Мы уверены, что группа, возглавляемая духовным лидером о. Акакием (Станкович) является центром, достаточно владеющим Православным Преданием для кристаллизации вокруг себя возрождающейся Сербской Поместной Церкви. Поэтому мы приняли решение установить полное молитвенное и евхаристическое общение с Сербской Истинной Церковью, и это свершившийся факт, о котором мне поручено уведомить Греческий Синод.

Как упоминал в своем недавнем письме к Архиепископу Тихону в виде упрека Епископ Фотий, обеспокоенный ходом нашего общения с СИПЦ и искренне переживающий за благополучное завершение нашего объединительного диалога, мы действительно приняли решение о возможности рукоположения от нашего Синода Епископа для Сербской ИПЦ, но без распространения на Сербию своей администрации, и изначально хотели совместного с ГИПЦ совершить это важное в жизни ИПЦ событие. Мы также как и СИПЦ считаем это делом большой срочности. То есть, мы видим возможность автономного существования первого сербского Епископа с правом самостоятельного решения о временном вхождении в выбранный им братский Православный Синод. Наша конечная цель уже была неоднократно высказана – это совместное свидетельство Православия трех Православных Поместных Церквей: Греции, России и Сербии.

Вместе с тем, мы трезво оцениваем современную внешнюю церковную политику ГИПЦ, возможные Ее опасения осложнений с Греческим правительством при строительстве параллельной официальной Церкви в Сербии иерархии ИПЦ и предлагаем совершить это от нас при участии епископа от ГИПЦ.

Блаженнейший Архиепископ Калинник внимательно выслушал все наше сообщение, которое я привожу больше по смыслу, а не с точностью до буквы, и, надо отдать ему должное, корректно дал высказаться до конца. Архиереи молодого поколения проявляли менее выдержки, и периодически возникали отклонения в диалоге с ними. Но в ответном слове Его Блаженство занял очень жесткую позицию, суженную до осуждения нашего вмешательства в дела именно Греческой Церкви. Фактически он отмел наши доводы о Вселенском характере долга восстановления иерархии Православной Сербской Церкви. Было даже заявлено, что «мы родили Сербскую Церковь… это наша дочь», а мы преступно вмешиваемся в жизнь их семьи. Он свел нашу сострадательную позицию к положению Сербской ИПЦ и желание помощи ИПЦ Греции к иронии: «Я Вас люблю, давайте я сейчас Вам сделаю операцию!» Его лично отчасти можно понять, так как ранее в прессе сообщалось, что он считает себя Местоблюстителем Сербского Патриаршего Престола. Именно поэтому его личный конфликт со Схииеромонахом Акакием, вернувшемся с Афона в Сербию с мечтой о скорейшем спасении Сербского Народа через Истинное Православие (а не в ИПЦ Греции) был неизбежен.

Заявление о «рождении Сербской Церкви» также режет слух, ведь были очень длительные периоды падения в ереси монофелитства и иконоборчества, очень жестко поддерживавшихся Императорской властью, но никто не заявлял после них, что он родил заново Греческую Церковь.

Архиепископ Калинник и особенно горячо – присутствующие греческие Архиереи – стали нас убеждать, что неминуемое, по их мнению, разрушение близкого нашего единства происходит из-за амбиций одного человека, о. Акакия, восхотевшего стать епископом. По утверждению Архиепископа Калинника, о. Акакий был им рукоположен для ИПЦ Греции и послан с миссией возрождать Православие в Сербии. Поскольку это был серьезный канонический момент, мы попросили дать возможность ответить на это самого о. Акакия.

В предоставленном слове о. Акакий развернуто, спокойно и твердо, но нелицеприятно для греческой стороны, на русском языке, чтобы мы понимали точно его речь, убедительно опроверг утверждения Архиеп. Калинника. Он вернулся на многострадальную сербскую землю с Афона схимонахом после совета со своим монастырским духовным отцом для подвига молитвы за погибающий в экуменизме Сербский Народ. Вначале у него не было никакого желания возрождать именно через себя Сербскую Церковь. Но затем вокруг него собралась большая группа антиэкуменистов, и они, как и сам о. Акакий, осознавали себя именно Сербской Церковью. Они убедили его принять священство для своей группы от Греческого Синода Архиеп. Хризостома, а рукополагал его в этих целях, действительно, тогда Митр. Калинник. Но сразу после этого у них начались с Митр. Калинником большие проблемы. Он ни разу на протяжении десяти лет не появился в Сербии, и имелись серьезные проблемы в организации и управлении Сербской Церковью, и самая большая в том, что управление находится не в Сербии. О. Акакий открыто обвинил именно действия Архиеп. Калинника в разделении сербов, изначально собиравшихся вокруг общины о. Акакия. В конце концов, по настойчивым требованиям сербов дать другого епископа, в Сербию стал приезжать Еп. Фотий Марафонский.

Возникла полемика, и греческие архиереи достаточно эмоционально обвиняли о. Акакия, что он не та личность, которая может объединить всех сербов в ИПЦ Греции. Но это совершенно понятно, так как все проблемы возникали из-за приверженности и целенаправленности о. Акакия служению именно интересам Сербской Церкви на ее канонической территории, а противники его появлялись из-за влияния на них именно Архиереев Греческой Церкви. В ходе полемики выяснилось, что среди самих греческих Архиереев уже ранее выдвигалась кандидатура в Епископы о. Акакия. Это подтверждает мотивированность отклонения его кандидатуры в Епископы в настоящее время в связи с долгосрочностью политики ГИПЦ на удержание СИПЦ в своей администрации, препятствующей самоопределению для ее клириков и мирян в их стремлении служить интересам Сербской Церкви.

Со своей стороны, по результату диалога с греческими Архиереями я считаю, что существующий в Сербии раскол на сторонников СИПЦ и ГИПЦ создавался ошибочной канонической (миссионерская территория) и идеологической ("Великая идея" подмены Вселенской Церкви Греческой) политикой группы греческих Архиереев, с лидерством нынешнего Архиепископа Калинника, а не ошибками или духовным повреждением о. Акакия, как нам преподает это греческая сторона.

Долг братской Поместной Церкви – первенствовать в любви, а не желать первенства власти, и скорейшим образом восстановить Церковную Иерархию у народа, имеющего глубокие православные корни и хранящего полноту Предания Церкви в своем богослужении и церковных обрядах на родном для них языке.

Греческая Церковь во время турецкого порабощения, как известно, уже вставала на тот же ошибочный путь, и Фанар с опорой на турецкие власти лишал самостоятельности управления, лишал патриаршества, даже автономии Балканские Православные Церкви. Каноническое насилие Греческой Церкви отрицательно воспринималось сербским, черногорским, болгарским, румынским, валахским народом так же, как и турецкое иго. Жива память лишения 200-летнего Патриаршества в Сербии в 1755 г., затем – упразднение Печской и Охридской Митрополий. Епископы из сербов и болгар низлагались и заменялись греками. Фанар уже проводил политику превращения Вселенской Церкви в Греческую, поэтому даже оттенок такой политики в Сербии воспринимается негативно и является препятствием к переходу в ИПЦ под греческим управлением. В Сербии переход из-за экуменизма официальной Церкви именно в Греческую Церковь очень затруднен не из-за сербского национализма, а по здоровому православному патриотизму.

К настоящему времени сложилась ситуация необходимости вешательства РИПЦ для помощи СИПЦ, так как ГИПЦ препятствует преодолению раскола путем подлинного и деятельного признания Сербской ИПЦ и соединения всех сербов в самоуправляющейся Церкви. Напротив, ГИПЦ углубляет разделение, предлагая преодолевать этот конфликт путем длительного отказа дать СИПЦ самостоятельность до достижения совершенно невозможных условий – признания СИПЦ от государственной власти (кроме того, это просто неправославно) и отвержением кандидатуры очевидного лидера СИПЦ о. Акакая.

 

Епископ Гермоген Черниговский и Гомельский,

Август 2011 г.

 

 

Дополнительно см.:

1. Архиепископ Тихон поздравил Сербскую Истинно-Православную Церковь с восстановлением канонического епископата
   30 августа/12 сентября 2011 г., Собор Святителей Сербских

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1800



2. Ни грек, ни русский
   Владимiр Мосс о канонических вопросах, связанных с хиротонией нового епископа для Истинно-Православной Церкви Сербии

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1799

 

3. Слово иеромонаха Акакия (Станковича) при наречении его во епископа Ресавского и Шумадийского Сербской Истинно-Православной Церкви

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1804

 

4. Прошение Управляющего Совета Сербской Истинно-Православной Церкви к Архиерейскому Синоду Русской Истинно-Православной Церкви

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1798

 

5. Официальный запрос духовенства Сербской Истинно-Православной Церкви к Синоду Церкви Истинных Православных Христиан Греции о прояснении отношений между Греческой и Сербской Церквями
Январь 2011 года, Постпразднество Богоявления

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1803

 

6. Интернет-ресурсы Сербской Истинно-Православной Церкви

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1788

 

7. Монахини ИПЦ Сербии пытаются противостоять безчинствам нудистов, устроивших международный летний лагерь неподалеку от их монастыря

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1400

 

8. Приветственное слово от имени делегации ИПЦ Сербии на Освященном Соборе РИПЦ в Одессе

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1416

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua