Официальный запрос духовенства Сербской Истинно-Православной Церкви к Синоду Церкви Истинных Православных Христиан Греции о прояснении отношений между Греческой и Сербской Церквями
Январь 2011 года, Постпразднество Богоявления Господня

Выше Блаженство! Высокопреосвященные Владыки!

 

Мы, нижеподписавшееся духовенство Сербской Истинно-Православной Церкви (СИПЦ), официально запрашиваем у Синода Церкви Истинных Православных Христиан Греции чёткое и ясное заявление в письменном виде о Вашей точке зрения на взаимоотношения между нашими Церквями, чтобы нам прийти к соглашению о нашем будущем сосуществовании и сотрудничестве, в согласии с канонами и вековой традицией Православной Церкви.

 

Известно, что с начала 13-го века Сербская Церковь являлась автокефальной митрополией, а позже возросла до уровня патриархата. Ни одна из православных церквей никогда не оспаривала этот её статус, за единственным исключением Константинопольского Патриархата, который, в первый раз под управлением Патриарха Иеремии I, а затем в 1767 году под управлением Патриарха Самуила, попытался подчинить себе Сербский Патриархат в трудное время турецкого ига в первую половину 16го века.

 

Каноничность Сербской церкви была подорвана после Второй Мировой войны и коммунистического подрыва, когда в 1960-х годах она окончательно впала во все-ересь экуменизма.

 

В 1995-1996 годах группа монахов и верующих, членов Сербской Церкви вдовствующей (т.е. Церкви, лишенной православного епископата) в результате ереси экуменизма, обратилась за помощью к Греческой Истинно Православной Церкви и попросила временного убежища под омофором греческих иерархов. ИПЦ Греции проявила снисхождение и предоставила нам необходимую помощь для обустройства Сербской Церкви – алтарный покров (антиминс), святое миро и рукоположение клириков, а также материальную помощь. Однако, с самого начала неоднократно повторялось и признавалось обеими сторонами, что рукоположение и интронизация сербского епископа Сербской Истинно Православной церкви являлось необходимостью для организации церковной жизни и для приобретения доверия и уважения сербского народа, чтобы не производить впечатления изолированной и иностранной «миссии», непричастной к исторической и настоящей Сербской Православной Церкви.

 

Мы уверены, что невозможно оправдать нахождение Сербской Церкови в состоянии вдовства в течении такого долгого периода, особенно в свете того факта, что местное руководство общины СИПЦ – Главный Управляющий Совет – с самого начала открыто и настойчиво заявляло об этой проблеме.

 

Временное управление греческим экзархом перешло в постоянное, тем самым производя общее впечатление, что вдовствующая Сербская Церковь поглощена Греческой Церковью, управляется ею и принадлежит ей навеки. Это многолетнее управление греческим экзархом во многом навредило Сербской Церкви. Эффективность миссии истинного православия у сербов была низведена до минимума, и общенародное мнение таково, что прекращение общения с экуменистической «официальной» Сербской Церковью и вхождение в Истинную Церковь означает оставление Сербской Церкви, что для подавляющего большинства думающих анти-экуменистически настроенных сербов есть и будет немыслимым.

 

Благодаря застою в росте и деятельности СИПЦ, случившемуся в результате этой разрушительной политики, и без очевидного разрешения этого вопроса, во многих верующих стало развиваться безнадёжное безразличие. Люди замыкаются в своих общинах и монастырях, отделяются и совершенно не интересуются общими усилиями ради высших интересов Сербской Церкви.

 

В общем, нашим намерением с самого начала всегда являлось получить необходимую, но временную помощь во время кризиса вдовства Сербской Церкви. Временная помощь превратилась, если не намеренно, то по инерции, в постоянную ситуацию, к которой не было предложено ни решения, ни очерчены границы; ситуацию, абсолютно противоположную задаче Церкви по спасению душ…

 

В свете всего этого, мы считаем, что Святейшему Синоду ИПЦГ необходимо принять срочные и решительные меры по установлению и признанию независимой организации СИПЦ под руководством сербского епископа.

 

Дорогие Владыки, это долг Вашей совести и чести припомнить, что когда вдовствующая Греческая Церковь была в подобной ситуации, вы просили помощи у Русской Православной Церкви Заграницей. Вы просили – и получили! – одного – назначения греческих епископов для Греческой Церкви. Но ни единым действием, ни символическим жестом не допустила Русская Церковь поползновения на Вашу автокефалию, не вмешалась в Вашу внутреннюю жизнь и не пыталась манипулировать Вашей совестью с целью разъединить Вас, чтобы управлять Вами.

 

Мы признаём, что из-за того, что нас мало, практически наша ситуация не совсем такая, в какой была  ИПЦ Греции в 1961 году, но канонически она точно такая же. По-честному, Вам нужно признать и отреагировать на эту действительность. Если бы у Вас было такое желание – признать и отреагировать на эту каноническую действительность, и мы бы имели своего сербского епископа и управляли своими делами сами, наши ряды быстро пополнились бы, а также ряды духовенства и монашества, и  в скором времени у нас появилось бы достаточно кандидатов, чтобы наша епархия смогла организовать небольшой, но абсолютно канонический и действующий Синод, сохраняющий общение с Вашей святой Церквью. Этого ли вы хотите для нас? Или вы предпочитатете, чтобы мы оставались маленькой группой, разделённой и зависимой от Вас? Будьте откровенны – каковы Ваши намерения?

 

 

Важность нашей ситуации такова, что это для нас это вопрос жизни или смерти, и поэтому мы запрашиваем у Вас, дорогие Владыки, срочного и чёткого ответа, и подтверждения с Вашей стороны, что вы готовы сотрудничать в выработке конкретного плана по достижению независимости СИПЦ, с чётким сроком исполнения. Мы понимаем, что Вы не можете предоставить нам ответ немедленно, поэтому мы разумно и твёрдо просим вас, чтобы Вы предоставили нам свой ответ в письменном виде к празднику Пятидесятницы, 30 мая сего года.

 

Мы официально запрашиваем ответов Святейшего Синода ИПЦ в письменном виде на следующие вопросы:

 

1.         Признаёт ли Синод ИПЦ Греции факт, что он не имеет канонического права управлять Сербской Церковью?

2.         Входит ли в планы Синода ИПЦ Греции предоставить возможность СИПЦ иметь собственную епархию и управлять своими делами без вмешательства со стороны иерархов Греческой Церкви?

3.         Если ответ на предыдущие вопросы положительный, готов ли Синод ИПЦ Греции принять конкретные и срочные меры (сразу же после праздника Пятидесятницы) по подтверждению независимости Главного Управляющего Совета СИПЦ и, без промедления, сотрудничать с Главным Управляющим Советом в выработке и внедрении официального плана с конкретными временными рамками по посвящению в епископы представителей сербского духовенства и самоуправления СИПЦ?

 

Многоуважаемые Владыки, с благодарностью за Ваши благодеяния в прошлом и с надеждой на помощь в будущем, остаёмся Ваши –

 

Духовенство Сербской Истинно Православной Церкви:

Иеромонах Акакий,

Иеромонах Нектарий,

Иерей Стефан,

 

 А также монашествующие и верующие, которые твёрдо разделяют эту нашу позицию.

 

Январь 2011 года, Постпразднество Богоявления Господня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua