О причинах современных церковных разделений
Архиепископ Тихон Омский и Сибирский

 

О ПРИЧИНАХ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕРКОВНЫХ РАЗДЕЛЕНИЙ

Творец устроил человеческую природу так, что мы постоянно находимся в состоянии свободного выбора между добром и злом. Мерилом в этом выборе является совесть каждого из нас. Каждый человек делает свой выбор, в зависимости от того, к чему склоняется его сердце. Насколько это сердце порабощено, или наоборот, очищается от страстей, зависит выбор в пользу зла или добра, греха или благочестия, злопамятства или прощения, подозрительности или доверия, ненависти или любви, раскола или его преодоления... Беда только, что у многих эта очень тонкая порою грань между добром и злом бывает сильно размыта.

Это касается не только т.н. homo sovietikus (советского человека, в ком десятилетиями уничтожалось это средостение между добром и злом), но в не меньшей степени и людей так называемой «западной культуры». Именно поэтому и у нас в Отечестве, и в зарубежье многие православные архипастыри и пастыри, под мнимым видом добродетели выбирают зло. Так, например, был совершен Акт великого предательства, начавшийся на Соборе РПЦЗ в 2000 году и закончившийся 17 мая 2007 года. Но и не только это.

Есть, увы, и другая крайность, когда под ложно понимаемой «ревностью об истине» предаются страстям, политиканству, вражде, отчего и возникают все новые и новые расколы. “Девиз” этого болезненного состояния такой: «только мы православные, только наша церковь единственная истинная Церковь, все, кто не в общении с нами, хотя и называют себя православными, но в действительности таковыми не являются, все они отступники, еретики и схизматики».

Вот только угодна ли такая “ревность” Господу?

Ведь подлинная ревность об Истине проявляется через стяжание духа мирна, через братолюбие, смирение, великодушие и сострадание – то есть добродетели, где вражде и расколам места нет. Это прописные истины. Когда говоришь об этом, многие улыбаются: мол, знаем мы все это.

Знаем-то-знаем, но почему же, тем не менее, с каждым годом разделений в истинно-православной среде все больше и больше, теперь уже и на русской почве? /.../

/.../ Господь через Священное Писание предупреждает, что знамением наступления скорого конца будет «оскудение любви многих» (Мф. 24, 12). А святой Нифонт Цареградский, живший в ХVI в., пророчествовал, что священство Церкви последних веков (т.е. в последнее к концу земной истории время) будет в состоянии нравственного падения из-за тщеславия.

К сожалению, многие христиане, забывая из-за этой главной пагубной страсти, что Господь заповедал Своим последователям созидание и единство во Христе Иисусе – все свои творческие силы и душевную энергию направляют на разрушение и разделение. Безосновательные обвинения, интриги, недоверие между иерархами, духовенством и верующими, сплетни и даже клеветы стали настоящим бичом современного Православия – подлинно знамением времени. Вместо попечения о спасении собственных душ и душ своих ближних – выяснение отношений между собой, деление на враждебные, часто непримиримые группы и “партии”, расколы... Все это происходит потому, что многими забыта, или отодвинута на задний план как сама цель нашего пребывания в Церкви Христовой, – спасение для вечной жизни, – так пренебрежено или забыто и средство достижения этой главной и единственной цели. «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? /.../ Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза» (Мф. 7, 2-5).

Нет, деление на “церковные партии”, фракции, течения и группы, их вражда, безчисленные и безконечные дробления, исчезновения старых и появление новых – это не Православие, призванное хранить Истину и Любовь Христову.

Всем этим попирается основной Закон Божий – Закон Любви. Только на почве этого и возникают человеческие вражда и разделения. Однако ни вражда, ни расколы, – пусть даже под самыми благовидными предлогами, – не имеют благословения Божия, потому что противоречат Его Воле и Богом созданным нравственным духовным Законам.

Весьма своевременным будет напомнить предостережения великого архипастыря нашего времени Владыки Аверкия (Таушева), который говорил, что когда в сердцах людей исчезает любовь – тогда утрачивается их единство со Христом. Тогда и к Церкви начинают относиться как к земной организации, потому что вместе с любовью к ближнему в сердце исчезает и то незримое, невидимое обычным зрением благоговение перед святыней, которое известно каждому верующему человеку, и которое и строит подлинно-христианские отношения между людьми, членами Церкви. А в итоге – Саму Церковь созидает на этом фундаменте Доверия и Любви. В этом процессе созидания Церкви и любви между людьми все взаимосвязано настолько, что одно вытекает из другого и неотделимо друг от друга. «Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение Закона» (Рим. 13, 10).

Этот Закон очень прост: если ты побоишься обидеть человека, оскорбить его своею подозрительностью, побоишься разрушить свои отношения с братом во Христе, – тогда ты побоишься разрушать и соборное Тело Церкви. И наоборот: для тебя единство церковное не будет иметь цены, если брата, с которым причащаешься из единой Чаши, ты с легкостью осуждаешь и отсекаешь. Это азы православной аскетики, но их-то чаще всего не хотят ни помнить, ни тем более исполнять...

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя», – заповедал Господь, – однако, положа руку на сердце, всякий ли среди нас сможет честно, не лукавя, сказать, что он исполняет эту Божественную Заповедь?

И хотя на словах продолжают говорить о Любви, о верности Христу и мистическом Теле Церкви – принадлежность к этому Телу, – Христу, – начинает смешиваться в сознании таких людей с членством в той или иной “церковной партии”, а самих себя, или свою группу, они начинают считать «единственной истинной», а мнение свое единственно правильным... Тогда позволительным становится разрушить жизнь человека под предлогом “чистки в Церкви”, если человек этой организации почему-либо “неугоден”, или в чем-то не согласен с их идеями или идеями “вождя-старца” такой группы. В таких условиях клирики, монахи и мiряне натравливаются друг на друга, начинают друг друга ненавидеть, и разгорается вражда во имя защиты интересов их “церковных партий”: одна группировка откалывается от другой, и стремится узаконить свое положение любыми юридическими и каноническими “аргументами”. Мелкие партии могут соединяться в более крупные, чтобы чувствовать себя “каноничнее”; они могут говорить о своем внешнем единстве, как будто оно и составляет подлинное, духовное единство Церкви. Но такое объединение всегда временное, политическое – не в Истине и не со Христом. Когда они вновь распадаются, весь пыл их вражды направлен на бывших единомышленников.

Это прискорбное явление современной церковной жизни Владыка Аверкий называл «партийным сознанием». Он считал это опасной духовной болезнью, свойственной именно времени, последнему в истории человечества; болезнью, размывающей подлинное церковное сознание многих православных иерархов, пастырей и мiрян /.../

/.../ По мнению Архиепископа Аверкия (Таушева), всякая партийная политика в Церкви безплодна и безполезна, и более того – вредна, независимо от того, какая бы “правильная” партия ее ни вела. «...Едва ли она стоит того, чтобы становиться монахом, отдавать ей всю жизнь, лишаясь возможности вступить в брак и иметь семью». Когда же в “партийную политику” погружается архиерей, это всегда заканчивается трагедией и в жизни Церкви, и в судьбах многих и многих людей. 

Ведь что лежит в основе всякой вражды и разделения, в основе любой “партийной политики”? Это всегда – завышенная самооценка, особенное представление о себе, и о своем месте и роли в мiре. Не важно, касается это одного человека, или группы таких прельстившихся собою людей. И тогда домыслы, собственные фантазии и предположения в отношении действий и поступков других людей с легкостью выдаются за истину: и выносится, как правило, окончательный и обжалованию не подлежащий приговор. «…Тот горд, заражен страстию к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1 Тим. 6, 4). Такие люди забывают, что сфера мечтания у человека, сердце которого не очищено от страстей (наипаче же от страсти тщеславия), всегда есть область воздействия на нас, немощных, духов злобы поднебесной. Страстный человек никогда не сможет предельно точно отделить свои мысли от помыслов, всеянных врагом нашего спасения. Диавол сливается с сознанием страстного человека настолько органично, что отделить свое от не своего самому человеку почти невозможно. В этом главное коварство сатаны. Только Божия благодать может дать человеку ключ к разумению его собственного мыслительного процесса и отделению пшеницы от плевел, однако для этого необходимы такие качества, как смирение, самоуничижение, братолюбие, великодушие, способность к прощению и осознание собственной погрешимости, понимание того, что «и я тоже могу ошибаться и быть не правым». Но архиерей Божий должен это знать и уметь делать: проверять свои помыслы и отделять свои домыслы, иначе – крах. Неумение или нежелание это делать и является основанием всякой “партийной политики”, привносящей в церковную среду вражду и разделения. А в итоге – посмотрите вокруг, сколько создано уже расколов, в прямом смысле – маргинальных сект, фанатические приверженцы которых культивируют в собственном сознании, и в сознании доверившихся им людей непогрешимость и исключительность своей группы... А ведь каждая из них только себя считает «единственной истинно-православной». Что же это, как не дискредитация самой идеи Истинного Православия и Истинно-Православной Церкви? И это на фоне помпезного, монолитно-единого апостасийного “официального православия”...

В связи с этим вспоминается один диалог с Митрополитом Антонием (Храповицким), пожалуй, очень актуальный для нашего времени. Однажды Владыку спросили: чем отличается Православие от католицизма? Объяснив различия догматические, Владыка сказал: «А еще Папа Римский считает себя непогрешимым...  –  затем задумался, и добавил, – впрочем, у нас бывает хуже, у нас многие архиереи так о себе думают»... Можно понять всю горечь, с которой Владыка Антоний, величайший православный архипастырь нашего времени, сказал эту фразу.                

Нет, не приведет христианина ко спасению души такая “церковная” жизнь, – но еще скорее погубит, так как, хочет он того или нет, при такой лже-церковной жизни сердце его становится рассадником для разгула страстей. «Только святая ревность (которая есть любовь) по Боге, о Христе, о ближних, писал Владыка Аверкий, без всякой примеси хитрой и двусмысленно коварной политики, должна руководить нами во всех наших делах и поступках». И не важно поэтому, архиерей или священник, монах или мiрянин стал на скользкий путь партийной так называемой “церковной политики”. Если человек свои личные интересы ставит выше соборных интересов Церкви, если свое личное мнение для него превыше всего, значит – он сошел с благодатного и спасительного пути Истинной Церкви – единения со Христом. Так учил авва Зарубежной Церкви Архиепископ Аверкий, также считаем и мы.

Поэтому расколам, как и соблазнам, надлежит еще быть, ибо корень всякого раскола – в прельщенных сердце и уме человека. Но горе тому, через кого приходит этот соблазн (Мф. 18, 7). 

 

Выдержки из статьи Архиепископа Тихона Омского и Сибирского «У порога Филадельфийской Церкви»

7/20 мая 2007 г., Св. Преп. Нила Сорского

 

 

 

Более подробно см.:

Председатель Синода РИПЦ Архиепископ ТИХОН Омский и Сибирский: «У порога Филадельфийской Церкви»

7/20 мая 2007 г., Св. Преп. Нила Сорского

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1234

 

 

 

 

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua