Акт о прославлении во святых Русской Истинно-Православной Церковью Первоиерарха РПЦЗ Святителя Филарета (Вознесенского)


 

Икона Святителя Филарета (Вознесенского), Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви,

написанная в ИПЦ Сербии к прославлению на Освященном Соборе РИПЦ

 

АКТ

о прославлении во святых Русской Истинно-Православной Церковью

Первоиерарха РПЦЗ Святителя Филарета (Вознесенского)

 

Освященный Собор Русской Истинно-Православной Церкви всем верным чадам Церкви на Родине и в разсеянии сущим – радоваться о Господе, Святой Церкви Божией и Святых Ее предстоятелях!

Ныне Освященный Собор прославляет в лике святых одного из великих предстоятелей Истинной Церкви, коего Сам Господь прославил нетлением мощей и коего верующие давно почитают за святого – Первоиерарха Зарубежной Церкви Святителя Филарета (Вознесенского).

Велик подвиг Святителя, совмещающий преподобнические труды с проповедью и архипастырством. Подвиг же Святителя Филарета – не просто архипастырство, а окормление всей Зарубежной Церкви, подвиг церковного строительства в столь сложный период в непростых условиях эмиграции. Владыка Филарет стал Первоиерархом неожиданно для себя и для всей Зарубежной Церкви, его кандидатура была предложена непосредственно на выборах Первоиерарха, когда голосование зашло в тупик. Нежданно став окормителем всей Зарубежной Церкви, Митрополит Филарет отнесся к своему служению с великой ответственностью и трепетом. Он говорил, что в момент принятия Первоиераршства его положение можно было сравнить лишь с положением ведомого на эшафот: так трепетала его душа. И, быть может, этот благоговейный трепет стал залогом его святого служения Богу и Церкви.

Владыку Филарета еще в молодости, в первые годы его священства, называли «пастырем добрым», ибо евангельской любовью горело его сердце ко всякому приходящему. Доброта в сочетании с твердостью и безкомпромиссностью  православного исповедания не есть ли исполнение слов Спасителя: «Будьте чисты, как голуби, и мудры, как змеи»? Это удивительное сочетание таких, казалось бы, разных черт, и стало главным качеством души великого Святителя, главным основанием его церковного строительства.

Период истории Зарубежной Церкви, когда Ее окормлял Владыка Филарет, ознаменовался несколькими важнейшими событиями. Прежде всего, это прославление святых: блаженной Ксении Петербужской, праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Германа Аляскинского, наших первейших заступников и молитвенников о страждущей стране и гонимой Церкви – Царственных Мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских. Сейчас трудно представить себе церковную жизнь без почитания этих святых, и Владыка Филарет, как истинный угодник Божий, чувствовал необходимость молитвенного обращения к нашим небесным предстателям, потому одним из первых его деяний после принятия Первоиераршества, стало прославление отца Иоанна Кронштадского, за которым последовал целый ряд прославлений. Святой человек еще при жизни внутренне един со святыми, потому его сердце горит желанием сохранить и почтить память угодников Божиих.

Другим важным событием в истории  Зарубежной Церкви того периода стало анафематствование экуменизма. Именно Митрополит Филарет назвал его «ересью ересей», предвидя ту страшную пропасть, в которую поведет экуменизм своих сторонников – создание единой религии, подготовка трона для антихриста. Вот где ярче всего проявилось сочетание чистоты и мудрости: проповедь православия иноверным, христианская любовь ко всякой душе человеческой, кротость и смирение – да, но молитвенное и евхаристическое общение – нет! В этом Владыка Филарет был истинным последователем своих предшественников, Митрополитов Антония и Анастасия, которые много заботились о проповеди иноверным православия, но никогда не погрешили против чистоты своего исповедания. Однажды Митрополит Антоний, будучи приглашенным в англиканское собрание и принужденным произнести для всех слово, не смутился присутствия англиканских архиереев и сказал: «Благочестивые люди есть везде, но благодатные – только в Православной Церкви». Так коротко, в нескольких словах Митрополит выразил самую суть смиренного и целомудренного отношения Зарубежной Церкви к иноверным. Анафематствование экуменизма стало логическим завершением начатого Митрополитами Антонием и Анастасием; история подтвердила справедливость слов Владыки Антония: экуменизм, начинавшийся как поиск истинной религии, переродился в движение, пренебрегающее Истиной ради вселенского лже-единства, и Митрополит Филарет, оберегая паству от этой «ереси ересей», анафематствовал экуменизм.

Нельзя забывать и еще одно важное деяние, которое совершила Зарубежная Церковь под руководством Святителя Филарета. Как истинный церковный созидатель, он умел заглядывать далеко вперед и заботиться о собирании и о будущем Церкви. Как собиратель он всячески стремился к поддержанию связи с Катакомбной Церковью, а как созидатель – к восстановлению в Ней иерархии. Святитель Филарет смотрел на страждущую Катакомбную Церковь в России как на «Церковь-сестру», как на равночестную с РПЦЗ часть единой Поместной Российской Церкви. При Митрополите Филарете был рукоположен для окормления Катакомбной Церкви Архиепископ Лазарь (Журбенко, будущий Председатель Синода Русской Истинно-Православной Церкви). Рукоположение было тайным, ибо его совершение было сопряжено с опасностью. Но это не остановило Святителя, он должен был передать в Россию то, что увезли из нее архиереи-эмигранты, – апостольскую преемственность, без которой невозможно иерархическое устроение Церкви.

Вот перед нами лишь малая толика сделанного Митрополитом. Не перечесть всех его трудов, всех приведенных им к Богу душ и сохраненных в лоне Церкви, всех его добрых писем, посланий, всех мудрых решений, всех смиренно перенесенных им скорбей, непонимания и одиночества, которое он нередко ощущал, предчувствуя апостасийные процессы в РПЦЗ… Сейчас, когда прошло немало времени, когда Церковное управление вернулось в Россию, когда святые, прославленные при Святителе Филарете, стали нашими любимыми святыми, к которым мы чаще всего обращаемся и в честь которых называем свои храмы, когда экуменизм охватил всю планету, но мы не участвуем в этом движении, что сейчас мы можем испытывать к Владыке Филарету, кроме благоговейной благодарности за нашу Церковь? 

Ныне мы прославляем Святителя Филарета и просим его молитвенной помощи и заступления за нас пред Престолом Божиим. Тот, кто все труды свои посвятил собиранию и созиданию Церкви на земле, не оставит Ее в своих молитвах и на небе.

Освещенный Собор Русской Истинно-Православной Церкви определяет:

1.  Прославить в лике Святых Святителя Филарета (Вознесенского);

2.  Нетленные останки Святителя Филарета почитать Святыми мощами и воздавать им подобающее чествование;

3.  Изображение Святителя Филарета почитать святой иконой, заботиться о распространении копий иконы Святителя на приходах;

4.  Составить Службу Святителю Филарету и ввести ее в богослужебную практику;

5.  Установить празднование памяти Святителя Филарета в день Филарета Милостивого, небесного покровителя Святителя – 1/14 декабря; в этот день неукоснительно совершать службу Святителю Филарету;

6.  Почитать творения Святителя Филарета святоотеческими и заботиться об их распространении;

7.  Составить церковное житие Святителя Филарета.

Освященный Собор Русской Истинной Православной Церкви 

14/27 октября 2008 г.

Прп. Параскевы Сербской,

Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua