В Одессе начал работу Освященный Собор Русской Истинно-Православной Церкви. Часть I.


В воскресенье 13/26 октября, в день памяти Свв. Отцев VII Вселенского Собора и Иконы Божией Матери Иверской, в г. Одессе начал работу Освященный Собор Русской Истинно-Православной Церкви.

Накануне, в субботу вечером, в кафедральном Синодальном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского архиереи, духовенство, монашествующие и мiряне (участники Собора), а также гости и прихожане храма под колокольный звон торжественно встречали Одигитрию Русской Истинно-Православной Церкви Икону Божией Матери Иверскую-Благоухающую. Затем была отслужена Панихида по Блаженнейшим Митрополитам Антонию, Анастасию, Филарету и Виталию, Первоиерархам РПЦЗ, и Схиархиепископу Лазарю, Председателю Архиерейского Синода РИПЦ. По окончании панихиды началось соборное служение Всенощного бдения.

В воскресенье в 9-00 ч. утра началось соборное служение Божественной литургии. Все священники не могли разместиться в алтаре, поэтому многие были вынуждены молиться в храме. Молящихся, – клириков, монашествующих и мiрян, – было более 200-т человек, очень многие в этот день причащались. По окончании Божественной литургии Архиепископ Тихон зачитал Послание Архиерейского Синода к пастве, посвященное предстоящему прославлению Митрополита Филарета и Отцев-Исповедников Русской Катакомбной Церкви. Владыка призвал паству принять молитвенное участие в этом великом торжестве, которое состоится в следующую субботу на Всенощном бдении.

После перерыва, в 15-00 под звон колоколов начался Молебен пред Иверской Иконой Божией Матери Благоухающей о благополучном свершении Освященного Собора и совершен чин на открытие Собора. Все архиереи были в мантиях и полном архиерейском облачении, также и все священники, диакона и иподьяконы каждый по своему чину, ибо Собор – это как бы продолжение Литургии. В конце совершения чина на открытие Собора Архиепископ Тихон произнес молитву:

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Священный Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви, вознося благодарение Господу, благоволившему осуществить ныне чаяния боголюбивыя паствы нашея, объявляет открытие Освященнаго Собора Русской Истинно-Православной Церкви. Господь наш Иисус Христос, создавший Церковь Свою святую и давши обетование, что врата адовы не одолеют Ея, собрал нас сегодня Духом Своим Святым для решения вопросов Церкви земной. Да воспросим мы у Господа словами Святаго Ефрема Сирина: Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй нам, Господи, рабам Твоим, дабы не плотию, но духом вести разсуждения о делах наших. Осени кровом крыл Благодати Твоея Собор наш, благослови деяния наши во Славу Имени Твоего Святаго.

АМИНЬ.

и объявил Собор открытым.

В понедельник после Божественной литургии, которая в течение всей работы Собора будет ежедневно совершаться в нижнем храме Свт. Николая Чудотворца, состоялось первое рабочее заседание, начавшееся молитвой «Царю Небесный…»

Председатель Собора Архиепископ Тихон огласил Повестку дня и Программу Собора, предложенные Архиерейским Совещанием, которые Собор рассмотрел и утвердил. Затем Председателем Собора был прочитан доклад на открытие Собора.

Далее были сделаны доклады, посвященные прославлению святых угодников Божиих. С большим и обстоятельным докладом, посвященным прославлению Свт. Филарета, выступила монахиня Евфросиния (Молчанова), насельница Леснинской женской обители во Франции, которая знала лично Вл. Филарета и с детских лет окормлялась у него. Затем были сделаны доклады о прославлении Отцев-Исповедников Катакомбных, а также Святителей Митрополита Московского Макария (Невского), Архиепископа Иннокентия Херсонского, Епископов Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Вышенского Затворника. Собором принято единодушное решение о прославлении их в лике святых. В отношении Святителей Игнатия и Феофана было решено выяснить, с какой формулировкой Собор РПЦЗ 2000 г. принял решение об их прославлении, так как докладчик обратил внимание на то, что Святителей Игнатия и Феофана на Соборе РПЦЗ в 2000 г. не прославили, а лишь присоединились к канонизации, совершенной в МП. Затем были рассмотрены и после внесенных поправок утверждены Акты о прославлении Свт. Филарета и Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви. 

После перерыва в 16-00 заседание Собора продолжилось. С приветственным словом от имени Истинно-Православной Сербской Церкви выступил иеросхимонах Акакий, возглавивший прибывшую на Освященный Собор РИПЦ делегацию Сербской Церкви. Иеросхимонах Акакий написал Икону Свт. Филарету к предстоящему прославлению Владыки на Освященном Соборе РИПЦ, а схимонахиня сербского монастыря написала службу ему. Все это Сербская Истинно-Православная Церковь преподнесла как дар своей сестре Истинно-Православной Русской Церкви.

Затем продолжилось обсуждение вопросов о прославлении в лике святых угодников Божиих, были названы еще имена подвижников веры и благочестия. Принято решение передать эти предложения в Синодальную Комиссию по прославлению для тщательного изучения жизни и подвигов каждого из предложенных к прославлению подвижников благочестия.

Затем Архиепископ Тихон выступил с докладом о необходимости установления скорбно-покаянных дней в грехах вероотступничества и богоборчества русского народа и о поминовении жертв богоборческих коммунистических репрессий. Обсуждение доклада было перенесено на следующий день работы Собора.

В 19-00 ч. в нижнем храме Свт. Николая Чудотворца было совершено Вечернее богослужение, а во вторник утром в 06-30 ч. – Божественная литургия.

В 10-00 ч. утра пением молитвы «Царю Небесный…» начался второй день работы Освященного Собора. Состоялась оживленная дискуссия, посвященная докладу Архиепископа Тихона. Тема февральской и октябрьской революций по-прежнему болезненна для русского православного человека, поэтому Собор принял специальный документ, посвященный покаянию в грехах вероотступничества и богоборчества.

Далее были зачитаны выдержки из Протокола №7 Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г., из которых ясно видно, что действительно прославления во святых Святителей Игнатия и Феофана не было, а было лишь присоединение РПЦЗ к канонизации, совершенной в МП. Освященный Собор принял решение о прославлении Святителей Игнатия и Феофана, а также блаженного Феофила Киевского. Время совершения чина прославления этих угодников Божиих поручено определить Архиерейскому Синоду.

Следующей темой был вопрос об отношении к официальному православию, и более конкретно – о чиноприеме из Московской патриархии. На эту тему был заслушан обширный доклад Архиепископа Тихона, после которого с дополнением выступил Епископ Гермоген. После дискуссии принято решение о приеме клириков из МП в РИПЦ через хиротесию. Вид и длительность епитимии должна устанавливаться правящим архиереем в каждом индивидуальном случае отдельно. С докладом о крещении троекратным погружением выступил иерей Константин Каунов, который предложил всех, крещенных в МП обливательно, крестить яко некрещеных. Завязалась оживленная дискуссия, в которой принял участие также иеросхимонах Акакий, рассказавший по просьбе Собора, какая практика в отношении крещеных обливанием при приеме их из официальной церкви существует в Греческой и Сербской Истинно-Православных Церквах. К концу дискуссии пришли к мнению, что ради пастырской икономии каждый конкретный случай должен разбираться отдельно и окончательное решение по этому вопросу принадлежит правящему архиерею.

Работа Собора продолжилось в 16-00. Эта часть дня была посвящена теме глобализации, и связанной с глобализацией проблемой ИНН, микрочипов и т.д. С докладом о глобализации выступил чтец Виталий Шумило, игумен Илия (Емпулев) выступил с докладом об ИНН, теме ИНН и микрочипам был посвящен доклад протоиерея Тарасия Кравченко. Иеродиакон Никон (Смирнов) выступил с обширным докладом, посвященным этой же теме, вторая часть которого была перенесена на следующий день.

Самое важное наблюдение, которое можно сделать по итогам первых двух дней работы Собора, заключается в том, что работа Собора проходит не только на его рабочих заседаниях, но и во время общения в перерывах и по вечерам до поздней ночи, когда люди живо обсуждают, спорят, доказывают свою точку зрения, убеждают, слушают… Это важно, потому что подлинная соборность проявляется тогда, когда люди умеют слушать и услышать своего собеседника.

 

Продолжение будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua