О единстве с еретиками через поминовение отступивших иерархов РПЦЗ
Архиепископ Тихон Омский и Сибирский, Председатель Синода РИПЦ

 

Утверждение Синодом РПЦЗ(Л) Акта о каноническом и евхаристическом общении с сергианской патриархией – не личный грех лишь ее иерархов, а коренной грех всей РПЦЗ(Л), «утвержденный, провозглашенный, связанный присягой пред всем светом».

В связи с этим не может не удивлять тот факт, что в РПЦЗ(Л) весь смысл священной борьбы против унии с неправославной МП сознательно пытались уничижить, опустить до примитивного уровня лишь отстаивания некой «административной независимости», сохранения храмов, имущества и т.п.

И мало кто замечает, какая страшная духовная подмена происходит. Ведь смысл и суть существования Истинной Церкви – не в храмовом имуществе или «административной независимости»… Низведение проблемы самого бытия Русской Церкви, Ее миссии в эпоху апостасии на такой уровень – свидетельство невероятного духовного измельчания. Это попытка увести от главного. В Церкви – Мистическом Теле Христовом – вопросы юридической независимости, а тем более имущественные, не имеют решающего значения. В Церкви – повторим еще раз слова аввы Зарубежной Церкви Вл. Аверкия – важно единство в Истине, а отступление от нее – это единство во лжи, но тогда это уже не Церковь Христова… Такое единство возможно и без видимых форм административно-юридического объединения. Оно достигается через единство вероисповедное и молитвенно-евхаристическое. Вот что в Церкви является главным.

Поэтому для унии с МП, как и вообще для любой унии, не обязательно полное слияние в единый административный организм. Для нее достаточно единства молитвенного, а оно в РПЦЗ(Л) было установлено еще 15 мая 2004 г. в Москве во время совместного служения первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра с советским патриархом-экуменистом Алексием Ридигером. Подписание униоального Акта 17 мая 2007 г. и совместное служение литургии главами и иерархами РПЦЗ(Л) и МП явилось лишь закономерным завершением начатого процесса.

Многих смутило, что 2 сентября 2007 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле было впервые возглашено имя сергианского патриарха Алексия Ридигера. Кто-то расценил это как «падение главной цитадели Зарубежной Руси». Однако, к сожалению, это падение произошло намного раньше – задолго до 17 мая, еще в 2001 году, когда в угоду МП с поста Первоиерарха РПЦЗ был «отправлен на покой» Ее законный и пожизненно избранный Предстоятель Митрополит Виталий. Отправлен в атмосфере морального давления. А позже по отношению к Старцу-Митрополиту было допущено и физическое насилие.

Необходимости в удалении Митр. Виталия с поста Первоиерарха РПЦЗ не было. Как не было такой необходимости в смещении и удалении на покой Митр. Антония или Митр. Филарета, несмотря на то, что к концу жизни они оба были уже физически немощными. Пост Первоиерарха РПЦЗ – пожизненный. Смещение Вл. Виталия, а также поставление на его место архиеп. Лавра были осуществлены с одной лишь целью – сделать открытым путь для унии с МП. Митр. Виталий на этом пути был непреоборимым препятствием, потому его и удалили “на покой”.

В одном из недавних интервью сергианский патриарх Алексий (Ридигер) недвусмысленно заявил, что без смены Первоиерарха РПЦЗ и избрания м. Лавра объединение РПЦЗ и МП было бы невозможным. Это воистину так. И именно с этого момента приходится отсчитывать начало падения РПЦЗ. Ведь, признав м. Лавра Первоиерархом Зарубежной Церкви, начав его поминовение, da-facto необходимо было признать и ту цель, ради достижения которой он был поставлен на место Митр. Виталия, и тот “новый курс”, которому м. Лавр открыто следовал с первых же дней своего избрания – курс на унию с МП. Отрицать это сегодня уже невозможно, т.к. плоды Архиерейского Собора РПЦЗ 2001 г. уже окончательно очевидны всем...

Поэтому нынешнее публичное возглашение имени советского патриарха в храмах РПЦЗ после всего случившегося за последние шесть лет – лишь закономерное завершение принятого на Соборе 2001 г. «нового курса» Синода М. Лавра. Такое поминовение - это уже формальность, лишь гласное утверждение положения, которое на практике давно и безпрепятственно действовало как законная норма. Беда, что многие искренние противники унии этого не понимали, а многие не понимают до сих пор.

Среди многих искренних зарубежных пастырей бытует убеждение, что если они будут поминать не патриарха-еретика, а только соединившегося с ним митр. Лавра, апостасия Московской патриархии их не затронет, а сами они по-прежнему будут пребывать не в МП, а в РПЦЗ. Наивное заблуждение. Ведь в Церкви важно в первую очередь «единство у Чаши», т.е., повторимся в который раз, – молитвенно-евхаристическое общение. Это главное! Именно на этом принципе зиждется каноническое единство Церкви. Когда Вл. Митрополита Антония (Храповицкого) спросил однажды один благообразный священник-униат: «Владыка, почему же мы не православные, если и обряды, и догматы у нас те же, что и у вас?», Владыка задал ему в ответ вопрос: «А кого вы поминаете за Божественной литургией?» – «Великого господина папу Пия» – «Вот вы и католики» – ответил Владыка Митрополит. Поэтому неважно, будут ли они поминать советского патриарха, или нет: они будут поминать митр. Лавра и своего правящего архиерея, которые, в свою очередь, став единым телом с МП, будут не только поминать сергианского патриарха, но и вынимать за него на Проскомидии частицы как за своего Первоиерарха. Вот поэтому они и сергиане…

Не случайно на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ(Л) было принято решение: клирикам, не желающим поминать “московского патриарха”, позволить поминать по-прежнему митр. Лавра и правящего архиерея. Как витиевато объясняется такое решение Синода на официальном сайте РПЦЗ(Л), «это касается введения переходного периода с особенностями литургического поминовения там, где это представляется необходимым, в приходах Русской Зарубежной Церкви, в духе икономии, по усмотрению правящего архиерея». И далее поясняется, для чего придумана эта хитрость: «Такой переходный период, как уповают наши архипастыри, поможет всем постепенно влиться в единство Русской Православной Церкви», т.е. в МП…

Заблуждение происходит от непонимания самой природы Церкви.

Церковь – не административный институт, не общественная организация или политическая партия, в которой может существовать множество фракций. Это не клуб по интересам или «общество ревнителей учения Иисуса Христа», это даже не храмы и монастыри. Церковь – это Богочеловеческий организм, по выражению святых Отцев, – Мистическое Тело Христово, в Котором чрез исповедание Истины (веры), через Таинства хранится единство полноты церковной. Трагичность ситуации для всех, пребывающих в РПЦЗ(Л), состоит в том, что даже искренние пастыри, м.б. несознательно, – но, тем не менее, мистически, чрез Таинства соучаствуют в отступлении своей иерархии, поминая перед Святой Чашей во время Евхаристии имя правящего епископа, вынимая частицу за него на Проскомидии. Многие легкомысленно относятся к этому важному вопросу, считая его второстепенным. Нет, в Церкви все едино в духе – через Таинства.

Если же дух не Истинен, не Православен, то чрез таинственную мистическую связь с этим еретическим духом связаны и все члены церкви, от патриарха и епископов до духовенства и мiрян. Поэтому и пастыри РПЦЗ, отказывающиеся поминать “патриарха”, но при этом поминающие митр. Лавра, как бы им этого не хотелось, являются соучастниками отступлений своей иерархии, добровольно принявшей единство с еретической Московской патриархией, а через нее, – и со всеми экуменическими и новостильными церквями т.н. “официального православия”, и далее, – включая католиков, протестантов и даже язычников-нехристиан. Этим нельзя пренебрегать, ведь от этого зависит и наше собственное спасение, и спасение наших пасомых, за каждую душу которых придется давать ответ пред Престолом Божиим. Эта Истина непреложна, не зависимо от того, нравится она кому-то или нет.

Как же поступать, если по всему ясно, что иерархи РПЦЗ(Л) не намерены возвращаться на правую стезю, а совесть тревожит сердце и не дает душе уснуть? Для этого Отцы Церкви и оставили нам свв. каноны, – нужно только сверить их с нашей церковной действительностью, и поступить по совести, по церковным канонам. Это не столь уж сложно, была бы только совесть жива.

Правила 45 и 65 Святых Апостолов подвергают епископов, пресвитеров и диаконов, только помолившихся с еретиками или входивших в синагогу иудейскую «или еретическую» помолиться, лишению сана или отлучению от Церкви.  Также и «все общающиеся с отлученными» (имеется ввиду молитвенное общение) – должны быть отлучены (Апост. 10; Антиох. 2; Вас. Вел. 88). 

Правила Лаодикийского Собора (6, 33) запрещают еретикам присутствовать при богослужении в Церкви и даже просто входить в храмы. Не должно быть никакого духовного общения и “единства” с еретичеством при сохранении дружелюбного отношения к самим людям-еретикам в надежде на их обращение в Православие – вот смысл многих канонических правил по отношению к ересям.

Св. Василий Великий говорит: «Если кто притязает исповедовать вполне Православную Веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями». 

Также и св. Феодор Студит пишет: «Запрещено православному поминать на священных поминаниях, и на Божественной Литургии притворявшегося православным, но не перестававшего иметь общение с еретиками и еретичеством. Ибо если б он, хотя бы и в час смерти исповедал грех свой и приобщился Святых Тайн, то православному можно бы делать за него приношение. Но как он отошел в общение с ересью, то как можно вчинять такого в православное общение? – Св. Апостол говорит: чаша благословения, юже благословляем, не общение ли Крови Христовы есть? Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся (1 Кор. 10: 16, 17). Посему приобщение еретического хлеба и чаши делает приобщающегося принадлежащим противной православным части, и из всех таких причастников составляет одно тело, чужое Христу».

А 15-м правилом Двукратного Константинопольского Собора, каждый православный обязывается выйти из послушания епископу или Патриарху даже до соборного осуждения таковых, в случае, если те открыто проповедуют ересь, «осужденную Соборами и Отцами». Третье же правило повелевает, чтобы клирики Церкви «отнюдь никоим образом не были подчинены отступившим или отступающим (очень точное выражение!) от Православия епископам».

Так, иерархия РПЦЗ(Л), соединившись с сергианской экуменической патриархией, сама отсекла себя и свою паству от единства со Вселенской Церковью Христовой, ибо невозможно пребывать в единстве с Отцами Церкви, – и одновременно дерзко попирать установленные этими Отцами правила и каноны. Невозможно пребывать в единстве со Свв. Новомучениками и Исповедниками Российскими – и в то же время отречься от всего, ради чего святые прияли мученическую смерть. Невозможно пребывать в Зарубежной Церкви, и открыто презирать наследие и заветы Ее Отцов. А ко всему прочему, влившись в “официальное православие”, иерархи РПЦЗ(Л) подпали еще и под анафему Зарубежной Церкви, наложенной Собором РПЦЗ на ересь экуменизма и экуменистов в 1983 г.  

Следовательно, ушли из Зарубежной Церкви в раскол не те, кто порывает церковное общение с апостасийной иерархией РПЦЗ(Л). Нет, храня идеалы Зарубежной Церкви, эти священники и паства в Зарубежной Церкви и остаются. А в раскол ушли митр. Лавр с его Синодом, и все  священники и мiряне, кто “покорно” последовал за ними в МП…

+Архиепископ Тихон Омский и Сибирский,

Председатель Архиерейского Синода

Русской Истинно-Православной Церкви

 

 

Дополнительно см.:

1. Председатель Синода РИПЦ с архипастырским визитом посетит США и Канаду

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1248 

2. Секретарь Синода РПЦЗ(МП) еп. Гавриил и Управляющий патриаршими приходами МП в США еп. Меркурий впервые отслужили совместную литургию в Синоде

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1242

 

3. Председатель Синода РИПЦ Архиепископ ТИХОН Омский и Сибирский: «У порога Филадельфийской Церкви»

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1234



4. Катакомбная Церковь как последнее прибежище русскости
Николай Казанцев, редактор старейшей белоэмигрантской газеты "Наша Страна"

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1113

 

5. Русская Зарубежная и Катакомбная Церкви-Сестры
Профессор Иван Андреев

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1240

 

6. Визит в США Председателя Синода РИПЦ Архиеп. Тихона Омского и Сибирского

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1111

 

7. Извещение от Канцелярии Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви (на русском и английском языках)

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1100

 

8. Скорбное Послание Архиепископа Тихона Омского и Сибирского, Председателя Синода РИПЦ, духовенству и пастве страждущей Русской Православной Зарубежной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1097

 

9. Архиепископ Тихон: «В мiре нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом»
Интервью с Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Омским и Сибирским

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1233

 

10. Трентонское Благочиние РПЦЗ под омофором Синода РИПЦ

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1156

 

11. Апостасия в Русской Зарубежной Церкви. Хронология основных событий: 2000 - 2003 гг. Часть I.

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1032 

 

12. Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 года канонической иерархии и церковного управления в Русской Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1206

 

 

 

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua