«Милость Моя исцелит тебя…»
Из истории Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы

 

«Милость Моя исцелит тебя…»

Такue слова произнесла Божия Матерь, в конце XVII века во сне явившаяся некоему Павлу Почайскому в том образе, как изображена Она на Леснинской иконе, после чего приблизившаяся смерть юноши отступила и вскоре пришло совершенное выздоровление...

И милости не иссякают поднесь от это­го необыкновенного Чудотворного Обра­за - одной из немногих древних русских святынь, бережно хранимой все эти годы в Зарубежной Руси.

Внешний облик и художественное ис­полнение Леснинской Иконы весьма нео­бычны. Это едва ли не единственный рус­ский Чудотворный Образ, представляющий собою барельеф на овальном темно-крас­ном камне, по очертаниям фигур Богома­тери и Младенца Иисуса выполненный в во­сточной традиции, но по технике и манере исполнения явственно несущий в себе изя­щество западной скульптурной школы.

Но именно к такому Образу представля­ются наиболее приложимыми слова: «Ка­мень нерукосечный, от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Хрис­тос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем» (ирмос 9-й песни канона 4-го гласа).

Самое явление этой Иконы было таин­ственным.

В центре Подляхии, на востоке Польши, среди густых бугских лесов, на берегу реки Белки издревле стояло большое село Лесна. Знаменито оно было разве что остав­шимися в окрестностях развалинами зем­ляной крепости времен борьбы поляков и литовцев с Тевтонским орденом. Остатки этих укреплений назывались местными жи­телями «окопами». В 1683 году праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня приходился на воскресе­нье. В этот день, как обычно, леснинские пастухи выгнали стадо на «окопы», частич­но поросшие лесом. Один из пастухов по имени Александр Стельмащук в поисках заблудившихся коров зашел в чащу леса и неожиданно увидел на ветвях грушевого дерева образ Божией Матери, от которого исходило сияние. С благоговением остано­вившись помолиться на этот образ, пастух вдруг почувствовал необъяснимый трепет и побежал к своему товарищу - другому па­стуху Мирону Макаруку с рассказом о нео­бычайной находке. Как некогда вифлеем­ским пастухам было первым открыто Чудо Рождества Христова, так спустя почти сем­надцать веков леснинским пастухам был явлен образ Богомладенца, «на руку носимаго» Рождшею Его...

Поспешив в село, пастухи Александр и Мирон рассказали о явлении им Иконы Бо­жией Матери леснинским жителям и мест­ному православному священнику, который во главе многих односельчан и отправил­ся на «окопы» для перенесения Иконы на новое достойное место. Сперва решено было поставить Образ в доме благочести­вого леснинского крестьянина Семена Макарука - отца одного из пастухов. Однако вскоре один из окрестных польских поме­щиков (католик по вероисповеданию), прослышав о новоявленной Иконе, потребовал перенести ее в свой дом, что и пришлось исполнить. Но следствием тако­го оскорбительного присвоения святыни явились лишь несчастья, обрушившиеся на панскую семью, и, таким образом, по вра­зумлению Божией Матерью, помещик по­спешил передать Ее Образ в старинную православную церковь села Буковичи, отстоящую на две версты от Лесны. Паломничество окрест­ных жителей к Иконе было столь много­численным, что скромная буковицкая цер­ковь, приписанная к леснинскому прихо­ду, с тех пор стала самостоятельною. Пер­вым священником, назначенным к ней, был о. Василий, тщательно собравший и сохра­нивший под престолом храма свидетель­ства об обретении и первых чудесах от Лес­нинской Иконы.

Хотя православная традиция в Польше восходит еще к проповеди Св. Равноапос­тольного Мефодия, Архиепископа Моравс­кого (+885; память 6/19 апреля) в IX веке, однако, после окончательного отпадения Рима от Православной Церкви, два столетия спустя, пра­вославные западные славяне стали подвергаться ограничениям, переходящим в от­кровенное гонение. В конце XVII века на­ступление униатов и римо-католиков на православных в Речи Посполитой приобрело особенно острый характер, включая даже гонения и прочие насильственные меры против «схизмати­ков». Не избежал разорения и буковицкий православный приход: уже в 1686 году Леснинская Ико­на была силою отобрана католиками. Не могли, вероятно, паписты смириться с со­вершенно непонятным им положением: как явленный в Лесне Образ Богоматери не только не привел подляшских право­славных в покорность Риму, но, наоборот, вызвал духовный подъем в их среде!.. По своеобразному иезуитскому пониманию латинян, следовало «поправить» волю Божией Матери и человеческим тщанием ус­тановить то, что, по их мнению, должно было произойти, но отчего-то не состоя­лось.

В Лесне, на «окопах» строится величе­ственный костел, где помещается украден­ная Чудотворная Икона. В начале XVIII века вокруг него вырастает монастырь ордена паулинов, объединяющего монахов много­численных мелких католических конгрега­ций. На месте засохшей дикой груши, в ветвях которой была обретена Икона, ис­капывается кладезь с каплицею над ним.

Православие в Подляхии в результате жесточайших гонений и репрессий было загнано в подполье... Однако искоренить веру в простом народе целиком так и не удалось.

Вскоре, после пер­вого раздела Польши в 1772 года Подляхия отошла к Священной Римской (Германской) импе­рии, а несколько позже,  в 1815 году в составе Царства Польского отошла под скипетр российских православных государей.

В 1863 году монахи леснинского католического монастыря приняли участие в вооруженном антигосударственном восстании, после чего он был закрыт. На его месте был восстановлен православный приход, существовавший здесь в древности. Тогда же Православной Церкви была возвращена и Леснинская Чудотворная икона Божией Матери.

Вместо леснинского костела в 1875 году был учрежден православный храм, освя­щенный в память Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в 1881 году. А спустя четыре года, в 1885 году, по инициативе Архиепископа Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского) в Лесне образовалась женская монашеская община, которая в 1889 году была преобразована в общежительный монастырь и имела подворья в Петербурге, Холме, Варшаве и Ялте. Сестры монастыря занимались обучением детей и обитель стала центром православия в Забужьи. Царская семья дважды посещала обитель. Покровительствовали обители преподобный Амвросий Оптинский и св. праведный Иоанн Кронштадтский.

Чудотвор­ная Икона в обители помещалась в храме в качестве зап­рестольного образа и лишь в день празд­нования - 15 сентября - выносилась на се­редину храма для всеобщего поклонения. * Источаемый от нее по молитвам верных поток чудес, фиксируемый в особых кни­гах монастырским духовенством, зримо оп­ровергал распускаемые католиками слухи о подмене Образа, подлинник которого якобы был увезен паулинами в Ченстохов.

В истории Святыни наступил продолжи­тельный период благодатного затишья.

Великая война 1914 года прежде всего угрожала германской оккупацией Привислянским губерниям, на территории одной из которых - Седлецкой находилась Лес­нинская обитель. В августе 1915 года монастырь - все 500 монашествующих и более 600 учащихся - был эвакуирован, а Чудотвор­ная Икона отправлена в Петербург, на Леснинское подворье, устроенное в столице, на Черной речке, по благословению Св. Праведного Иоанна Кронштадтского (+1908; память 20 декабря / 2 января) еще в 1902 году.

Революционная смута 1917 года в Пет­рограде заставила продолжить странствие Леснинского сестричества и его священно­го Палладиума. В августе 1917 года по при­глашению Епископа Холмского и Люблин­ского Анастасия (Грибановского) (будуще­го Первоиерарха РПЦЗ; + 1965) насельницы Леснинской обители вместе с Чудотвор­ною Иконою переселились в Вознесенский Жабский монастырь Кишиневской епар­хии. Но уже в 1918 году Бессарабия ото­шла к Румынии, где не слишком жаловали русских. Начались бесчинства и грабежи монастыря. В 1920 году сестры-леснянки принимают решение переселиться в друже­ственнуе к русским православную Сербию, где их приняли с большим почетом, сначала поселили в Куведжинском монастыре, а через несколько месяцев перевели в Хоповскую обитель. Здесь Леснинской Чудотвор­ной Иконе предстояло безмятежно про­быть более двадцати лет, вплоть до окку­пации Югославии германской армией в 1941 году. После двух лет испытаний во­енного времени, в 1943 году, монахини были изгнаны в Белград (Сербия), где вме­сте со Святыней были помещены в стар­ческом приюте на окраине сербской столицы - Сеньяке. Из этого здания, почти полностью разрушенного бомбарди­ровками, монастырь пере­брался в центр Белграда, где занял пустующее обще­житие. Там обитель встре­тила приход коммунистов. Именно в это тяжкое во всех отношениях время ежедневно после Боже­ственной литургии в монас­тыре стали совершать моле­бен перед Иконою Леснинской Божией Матери. А каж­дую субботу к Иконе молитвенно припадали родствен­ники арестованных советами белых русских, направлявшиеся в тюрьму с передачами. Вскоре пребывание монастыря в Югосла­вии сделалось совершенно невозможным. В 1950 году с большими трудностями были выправлены документы на выезд обители во Францию. Но для переправки икон за границу требовалось особенное разреше­ние от властей, отнюдь не сочувствовав­ших вывозу из страны древних произведе­ний искусства. Если бы специальная худо­жественная комиссия не пропустила бы к вывозу Чудотворную Икону, однозначно - сестрам обители пришлось бы остаться в коммунистической Югославии, невзирая на все тяжкие последствия отказа от желан­ного выезда в свободную Европу. Вот по­чему во время осмотра Иконы чиновника­ми настоятельница монастыря, игуменья Феодора (кн. Львова) (+1976) призвала всех сестер к сугубой молитве Божией Ма­тери. И - о преславнаго чудесе! - к древ­ней святыне небрежно был прилеплен про­пускной ярлык...

По прибытии во Францию в 1950 году монастырь, а с ним вместе и Чудотворная Икона еще несколько раз меняют свое ме­стопребывание. (Сначала дом католичес­кой общины в Сен-Клу, затем - бывшая се­минария католического ордена в Фурке под

Парижем.) Но когда оказалось, что ни даль­нейшая аренда, ни выкуп последнего зда­ния никак не представляются возможны­ми, стало ясно, что Божия Матерь благо­словляет иное пребывание Своего Чудот­ворного Образа. Довольно долго происхо­дили поиски нового места для обители, но все время не устраивали то условия распо­ложения, то запрашиваемая продавцами цена... И вот однажды с целью обозрения предлагаемого на продажу имения леснинские монахини забрались в довольно глухой уголок уже северо-во­сточной Нормандии, в уда­лении более чем ста кило­метров от Парижа. Свер­нув на автомобиле с боль­шой автострады, на раз­вилке проселочных до­рог, они увидали воздвиг­нутую по католической традиции статую Мадон­ны, посчитав это своеоб­разным благословенным знамением Царицы Небес­ной.

Так в 1967 году Свято-Богородицкий Леснинский монастырь водворил­ся в деревне Провемон, в имении времен Imperia Premiere, помимо старинного шале имею­щего парк, хозяйственные службы и като­лический храм, обращенный в православную монастырс­кую церковь. Именно там и была помеще­на Чудотворная Икона. Как некогда в бла­гополучное время под державою Право­славных Государей Императоров Мучени­ка Александра II (+ 1881), Александра III (+ 1894) и Св. Мученика Николая II (+ 1918; память 4/17 июля) Леснинская Икона хра­нилась в бывшем костеле далекого польского села; так и ныне Леснинская Икона пре­бывает в бывшем костеле отдаленного про­винциального селения... во Франции. И, не­смотря на то, что эта прошедшая через все тяжкие испытания женская обитель ока­залась светильником Святой Руси, возженным далеко за территориальными пределами ис­торической России, никогда не прерывалась связь монастыря с Русской Церковью, никог­да не оскудевала молитва «о страждущей стране нашей Российстей и о православных людех ея, во Отечестве и разсеянии сущих, и о избавлении их от тяжкого мучительства безбожныя власти».

 

* Следует отметить некоторую неточность, допускаемую даже зарубежными церковными календарями, указывающими день празднования Чудотворной Иконе Божией Матери «Леснинской» - 14/27 сентября. Икона действительно была явлена в 1683 году 14 сентября - в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Од­нако по причине того, что на этот день приходится двунадесятый праздник, особенное праз­днование Леснинской Иконе изначально переносилось на 15 сентября. Начиная с 1960-х годов, уже во Франции, по распоряжению Архиепископа Женевского и Западно-Европейско­го Антония (Бартошевича,+ 1993), следуя зарубеж­ной богослужебной традиции, празднование Леснинской Иконе стало совершаться в Неделю по Воздвижении.

 

 По материалам журнала “Возвращение”, № 12-13, 1999

 

 

COUVENT DE LESNA
1, rue du Moulin
Provemont, 27150 Etrepagny, FRANCE
Тел: 33 (2) 32 55 82 66; факс: 33 (2) 32 27 31 75

 

 

Дополнительно см.:

 

1. Заявление сестер Леснинского Свято-Богородицкого монастыря РПЦЗ о переходе монастыря под омофор РИПЦ

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1170

 

2. Леснинская Чудотворная икона Божией Матери

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1175

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua