О неудобстве сидения между двумя стульями
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, г. Лион, Франция

Словно гром среди бела дня прокатилось интервью, данное  Вл. Гавриилом в газете Новое Русское Слово почти накануне рокового Архиерейского Сvнода, на котором должно было быть дано окончательное “добро” на пресловутый Акт о каноническом общении, которым будет поставлена последняя точка существованию Русской Зарубежной Церкви. В этом интервью, как ни в чём ни бывало, будто он и не Секретарь того самого Сvнода, который уже отрёкся от всех Зарубежных принципов и принял все основные требования советской патриархии, неожиданно, невозмутимым голосом, Вл. Гавриил излагает все традиционные Зарубежные истины, будто хорошо выученный урок, о недопустимости сергианства и экуменизма и что ни о каком сближении с МП не может быть и речи пока эти две ереси не будут ею окончательно осуждены и отвергнуты ... Легко себе представить какое землетрясение в умах произвело это выступление, и сразу покатился поток самых противоположных реакций : кто с восторгом в очередной раз видит в нём того долгожданного спасителя Зарубежного наследства, кто наоборот разоблачает непостоянство его без конца меняющихся позиций. Были и более умеренные, считающие, что никому не запрещено из Савла стать Павлом.

Наше церковное безвременье, начавшееся в 2000-ом году, привело к такому обострению позиций : одни, кто откровенно, кто лукаво, всё видят и на всё смотрят через розовые очки, другие, утомлённые проявляемой за эти годы безпринципностью церковных руководителей, без разбора всё воспринимают в чёрном. И на самом деле – столько ведь было разочарований ! Только начинаешь надеяться, что кто-то наконец образумел, как стоит Вл. Марку хлопнуть по столу и всё затихает, и при молчаливом согласии Вл. Лавра курс по уничтожению Зарубежной Церкви может безпрепятственно продолжать своё пагубное течение. Итак – все недоумевали : как же пройдёт заседание нью-йоркского Сvнода ?

К великой неожиданности Вл. Гавриил по-видимому устоял и даже письменно, на самой Резолюции, выразил свой протест и несогласие. Тут ликованию носителей розовых очков не было предела тем более, что к лагерю сопротивленцев разрухи Церкви был немедленно причислен и Вл. Иларион всего только за то, что не явился на Сvнод и, будто, направил послание с предостережением от поспешного подписания согласия. Для некоторых энтузиастов этого было достаточно, чтобы немедленно продвигать его кандидатуру в митрополиты новой, очищенной от плевел предательства и пораженчества РПЦЗ. Выяснилось, что в Австралии духовенство имело очень серьёзную встречу с правящим архиереем, и Вл. Иларион понял, сколько перьев он потеряет, если не сделает хоть жест, чтобы не отрезаться от всё большего количества священнослужителей, возмущённых сvнодальной политикой. Но что бы там ни было, о “подвиге” Вл. Илариона ходят только слухи и домыслы, так как в официальном оповещении ни слова не сказано о том, что думает “первый заместитель Первоиерарха” о столь важном вопросе, как судьба Зарубежной Церкви. Ещё более странно предстояло дело с Вл. Гавриилом : его позиция была вывешена на официальном сайте, но через пару часов исчезла и без вести пропала ... Со стороны смотришь и лишний раз погружаешься в раздумья : Что это за Церквовь ? Какое же там отношение к людям, к правде, к порядочности ? Кто там чем заведует, если Секретарь Сvнода, в чьи прямые компетенции входит оповещать о принятых решениях, не только лишён этой прерогативы, но сам подпадает под цензуру ? Но эти недоумения переросли в настоящее возмущение, когда ещё через пару дней появляется, никому не понятно откуда взятое, Разъяснение Архиерейского Сvнода от 11 сентября, т.е. когда ... Сvнод уже не заседал и его члены разъехались по домам ! Эти “Разъяснения” на пяти страницах от начала до конца пронизаны лживостью, т.к. с одной стороны пользуются историческими фактами, в частности Определениями Всероссийского Собора 1917/18 гг, но кощунственно применяют их к МП, что даёт им наглость  писать : “Таким образом, положения, изложенные в Акте о каноническом общении находятся в полном соответствии с постановлениями Всероссийского Собора и каноническими нормами церковного управления”. А с другой стороны делают вид, что принимают за чистую монету патриархийные байки о смысле их участия в экуменизме, как долг свидетельства Православия, от которого ничуть не намерены отказываться. Что касается сергианства, то полностью подтверждается советская лживая версия о будто безоговорочном отказе от него, чему ни один разумный, честный человек не может поверить, и вдобавок заключают : “Ничего нельзя сказать яснее. Отказ есть отказ”. Если в самом деле верить тому, что сергианство чудом улетучилось, как тогда понять, что “патриарх” счёл возможным на днях поздравить Ф. Кастро, приравнив его “служение” людям служению Богу ?

Но верх удивления достигается, когда читаешь, что эти “Разъяснения” носят подпись не только тех, кто 4 дня до этого принял “Акт”, но и ... самого Вл. Гавриила ! Одним словом – какая-то буфонада, ни в чём не уступающая тому, что этим летом разыгрывалось в Мансонвилльском Сvноде.

Итак, – что на самом деле думают те, кого некоторые представляют противниками поглощения РПЦЗ советской патриархией ? Выскажутся ли они раз на всегда внятно ? Ведь без этого их постоянные противоречивые позиции и выступления только дают больше веса тем, кто уверены, что все эти бравые, но не долговечные выступления преследуют одну лишь цель :  удержать, хоть и с ворчанием, массу людей в ограде лаврского Сvнода и, как следствие, отвлечь их от принципиального стояния за Зарубежную правду. И на самом деле – чего больше всего боятся зачинщики самоупразднения Зарубежной Церкви ? Ответ однозначен – раскола. И это тем более, что с каждым днём оппозиция растёт, поэтому всеми способами нельзя ей дать покинуть сvнодальную ограду. А один из способов именно может быть таким : дать надежду людям, что среди епископата есть такие, вокруг которых надо сплотиться для защиты Истины ...

Какова сегодня раскладка сил среди епископата ? Поневоле приходится руководиться домыслами. За объединение определённо стоят :

–       Вл. Лавр : По долгу. Напомним, что Вл. Митрополит Виталий был незаконно смещён и заменён Вл. Лавром именно для достижения этой цели.

–       Вл. Марк : Тоже по долгу, хотя некоторые предполагают, что и по убеждению.

–       Вл. Кирилл : Не совсем понятно почему, но решительность и открытость, с которыми он отрёкся от своих прежних Зарубежных убеждений не оставляет в этом никаких сомнений.

–       “Вл.” Михаил : Вынужден повиноваться генеральной линии и людям, которым он столь обязан, ведь ни одна юрисдикция не примет четырежды анафематствованного человека.

–       “Вл.” Петр : И по убеждению и по обязанности, т.к. тоже вынужден повиноваться людям, которые его хиротонисали, несмотря на провозглашение обоснованного “анаксиос”,

К группе сторонников ещё можно отнести Вл. Агапита, который во всём следует за Вл. Марком, Вл. Амвросия, но который по состоянию здоровья не играет уже прежней роли и Вл. Евтихия, которому удалось добиться быть признанным в сущем сане патриархией, от которой 15 лет назад он откололся, но зато большинство его духовенства за ним не пойдёт.

К группе несогласных относятся Вл. Алипий и Вл. Даниил, но по состоянию здоровья они уже отстранены от дел, поэтому “большой опасности” не представляют, так как по всей вероятности не в состоянии возглавить оппозицию. Что касается Вл. Агафангела, поскольку патриархия категорически не признаёт его сана, в силу обстоятельств выглядит, как самый убеждённый противник слияния с МП.

Остаётся определить Вл. Илариона и Вл. Гавриила ... Поверить в их внезапную защиту традиционной Зарубежной Церкви можно было бы только, как в чудо Божие. Из “Разъяснении” неоспоримо явствует, что полная капитуляция по всем принципиальным пунктам уже официально признана Сvнодом, и в частности вполне сознательно ими обоими подписана. Относительно Вл. Гавриила вспомним ещё его личную роль в устранении Вл. Митрополита, судебные тяжбы, которые он вёл и ведёт по сей день против него, вспомним, что ничем не защитил вставшего на защиту Зарубежной Церкви протоиерея Сергия Клестова, но зато возглавил сvнодальный карательный аппарат против него, вспомним его обманы, вспомним его позорное интервью порталу "Интерфакс-Религия" от 7 октября 2005 г., в котором в частности говорил : “Нет причин, по которым бы мы не могли стать единой Церковью /.../  Необходимо помочь понять и нашей пастве, что действительно время пришло для объединения” и т.д. Что касается Вл. Илариона, как не вспомнить его соблазнительную поездку в гости вместе с Вл. Амвросием ко гнуснейшему советскому одесскому “митрополиту” Агафангелу, его деятельное участие в т.н. архиерейской делегации под председательством Вл. Марка по приглашению “патриарха” Алексея, в течение которой было принесено покаяние Зарубежной Церкви перед МП ...  Скажем ещё раз : каждый из Савла может стать Павлом : “Отъ человекъ сие невозможно есть, отъ Бога же вся возможна” (Мф. 19, 26).

Итак, вместо прояснения положения – новое замутнение. Тогда как уже давно следовало бы заняться серьёзным делом объединения всех оставшихся верными Зарубежному наследию, в течении трёх месяцев, отделяющих нас от следующего заседания Сvнода будут продолжаться безперспективные, тщётные споры, надежды, о каком-то совершенно нереальном оздоровлении сvнодального организма, а малодушные священники смогут дальше вводить паству в заблуждение, убеждая, что нечего безпокоиться, что ничего ещё окончательно не подписано.

А тем временем Алексей II смакует свою победу и тихонько издевается над нами : он-то знает, что дело в шляпе, что и даёт ему возможность над нами глумиться. У них 280 приходов, у нас – 27000, подчёркивает он надменно с издёвкой. Иными словами – много шуму из-за пустяка ! Но тут же великодушно добавляет, что поскольку благодаря их согласию добровольно вернуться в ограду Матери-Церкви можно объединить русский народ, то ради этой радости не будет он подвергать заслуженному суду этих отщепенцев ! И кто это нам говорит ?! - Сотрудник КГБ со 40-летним стажем, тот самый который, ещё раз напомним, в знаменитом докладе Фурова в ЦК КПСС, прочитанном в 1978 году, значится на первом месте архиереев, относящихся к разряду тех, кто “и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, строго соблюдая законы о культах и в этом же духе воспитывают приходское духовенство, верующих, реально сознают, что наше государство не заинтересовано в возвышении роли религии и церкви в обществе и, понимая это, не проявляют особенной активности в расширении влияния православия среди населения”.

Надо же было до этого дожить... Вот кого каждый священник и каждый приход, который не покинет безстыдный нью-йоркский Сvнод, будет на каждом богослужении поминать, как “Господина и отца нашего, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси”. Если вам не стыдно, то во всяком случае знайте, кому в этом обязаны.

 

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, г. Лион, Франция

 

 

Источник: Западно-Европейский Вестник РПЦЗ 

http://karlovtchanin.com/index.php?module=pages&act=print_page&pid=211

 

 

 


© Catacomb.org.ua