Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Как стать подражателем Св. Иоанна Лествичника

Поучение Святителя Феофана Затворника в неделю четвертую Великого поста

Святитель Феофан Затворник, Вышенский

Святитель Феофан Затворник, Вышенский

 

В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯТОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА;

КАК СДЕЛАТЬСЯ ПОЛНЫМ ПОДРАЖАТЕЛЕМ СВЯТОГО ИОАННА

 

Нынешнее воскресенье посвящается па­мяти святого отца нашего Иоанна, писа­теля «Лествицы». И говорить нечего о том, чего ради так положено во Святой Церкви. Пост святой учрежден не для очищения толь­ко нашего, но и для укрепления нас в добре,— не для того только, чтобы полагать доброе нача­ло, но и подвигнуться вперед на пути к совер­шенству. Так вот, чтоб кто-либо, потрудившись немного в делании добра, совершив несколько подвигов или проведши несколько времени сте­пенную жизнь, не подумал, что он совершил уже всё или зашел далеко на пути к совершенству, приводится ныне каждому из нас на память святой Иоанн Лествичник, чтоб, вспомнив о нем, живописали мы в уме своем и его святую «Лествицу», и ею измерив труды свои, вернее могли определить, что пройдено нами и что осталось еще пройти нам. Чтоб помочь вам в сем деле, лучше бы всего сокращенно описать вам святую «Лествицу» восхождения к богоподобному со­вершенству. Но думаю, что того же можно до­стигнуть изображением жития святого Иоанна Лествичника, ибо не писанием только, но и жизнию своею он указует нам лествицу, по которой необходимо должно восходить всем, желающим совершенствоваться в духовном житии. Итак, по­слушайте.

Жизнеописание святого Иоанна Лествичника коротко; но оно в малом совмещает многое или, лучше сказать, всё. Вот как текла жизнь его.

С юных лет возлюбил он Господа и, несмот­ря на лестные надежды, какие подавали его естественные дарования и обширная ученость, оставив мiр, удалился он от своей родины дале­ко — на Синай, чтоб странничеством освободить­ся от многих препятствий к жизни духовной и в местности иметь вразумительное указание на то, чего и где искать должно.

Положив, таким образом, доброе начало, он с самого вступления в обитель предает себя вседушно опытному наставнику и поставляет себя в такое состояние, как будто бы душа его не име­ла ни своего разума, ни своей воли. Подавив в себе чрез то самоуверенность и самоволие, вскоре избавляется от свойственной людям даровитым кичливости, приобретает небесную простоту и является совершенным в трудах и добродетелях послушничества.

Когда затем наставник его отошел ко Господу, святой Иоанн, горя любовию к большему со­вершенству, как уже окрепший в добродетелях иночества — и внешних, и внутренних, исходит на поприще безмолвия. Избрав для сего подви­га в пяти поприщах от храма Господня удобное место, сорок лет проводит на оном уединенное житие в строгом воздержании и подвижниче­стве, в непрестанной молитве и богомыслии, а паче в слезах, которые составляли для него хлеб день и ночь.

Зато скоро восходит он на высшую степень чистоты и делается сосудом особенных дарова­ний Божиих: прозорливости, дерзновения в мо­литве и чудотворений. Потом, когда надлежало избирать настоятеля, братия вся единодушно поставила его вождем над собою, как новояв­ленного какого Моисея,— и он, с горы богосозерцания снисшедши, предложил, как бого­данные скрижали, свою святую «Лествицу», где изобразил образ совершенного христианского жития, им самим пройденный и благодатию Божиею в сердце его начертанный. Путеводствуя так сих избранных иноков, достигает предела видимого жития и отходит в Иерусалим.

Вот всё течение жизни святого. Я не касался подробностей, имея в виду указать только те ступени, по которым восходил он к совершенству в  научение нам. И легко всякому заметить, что их было три главнейших: оставление мiра со все­ми его надеждами; труды послушничества по воле руководителя; затем безмолвие, сделавшее его достойным особых дарований Божиих и богомудрого настоятельствования. Эти степени общи всем святым, просиявшим христианскими совер­шенствами на земле, как можете сами увериться, прочитав со вниманием житие какого угодно из них. Те же степени надобно пройти и всем нам, если желаем не казаться только, но быть истин­ными христианами.

Не подумал бы кто: «То жизнь монаха-пус­тынника, а мы, мiряне, живем в сожительстве человеческом: как же приложить его жизнь к нам? Хотя бы и желал кто подражать, но не смо­жет, ибо мы совсем в других находимся обстоя­тельствах». Но, братие, не в форме сила. Трех показанных степеней в том виде, как они прой­дены святым Иоанном и проходятся всеми не­мiрянами, мы пройти не можем; но можем прой­ти их так, как они могут быть проходимы в мiру и сожительстве с мiрянами, в другой форме, не в той же силе. Дадим им прежде всего настоящее название. Отречение от всего, или оставление мiра, понятно вам. Послушничество — это жизнь в добрых трудах, не по своей воле, а по указанию другого. Наконец, безмолвие — это стремление быть непрестанно в сердце с Еди­ным Богом, чего когда кто достигнет, начинает являть силы Божии, или особенные дарования. Посмотрите теперь, как это может быть испол­нено мiрянином и даже исполняется вами.

То, что у святого Иоанна есть оставление мiра и удаление в обитель Синайскую, у нас с вами есть оставление греховного и страстного жития и обращение умом и сердцем к богоугождению: ибо мiр есть образ страстной греховной жизни, а обитель иноческая — символ добродетельного жития. Кто оставляет грех и полагает намере­ние жить свято, тот делает то же, что другой — оставляющий мiр и поступающий в обитель. Если вы в пост сей искренно покаялись и поло­жили не оскорблять более Бога грехами своими, то вы сделались подражателями святого Иоан­на, когда он, оставя мiр, удалился в обитель Синайскую. Остается вам пребыть в сем наме­рении и в исполнении требований его, чтоб сде­латься подражателями его и во второй степени его восхождения к совершенству.

На второй степени, в обители, святой Иоанн нес труд послушания под руководством своего старца-руководителя. В нашем житейском быту в чем должно состоять сие послушничество? В исполнении заповедей, коими определяется образ жизни каждого из вас как семьянина, как члена гражданского общества и как сына Церкви. Делай то, что повелевают заповеди, и будешь исправный послушник. Слуга ты — исполняй заповеди слуги; отец или мать — испол­няй заповеди родительские; сын ты — исполняй заповеди сыновства; судья — исполняй запове­ди правосудия; торгующий — торгуй, как запо­ведано. Требует чего гражданское устройство — исполни. И всё, что заповедует Святая Церковь, исполняй от мала до велика. Всё сие есть спаси­тельное послушничество, когда действуют не по своей воле, а по тому, как предписано. Святой Иоанн имел руководителя. Кто у вас руково­дители? Пастыри Церкви. Поди спроси, и вразумись всякий раз, и поступи по указанию их. Не свою волю будут они изрекать вам, а запове­ди Евангелия и постановления Святой Божией Церкви. Вот кто, таким образом оставя грех, нач­нет жить в трудах доброделания и исполнения всесторонних заповедей Божиих, под руковод­ством законных пастырей, тот будет подражате­лем святого Иоанна во второй его степени со­вершенства.

Как, наконец, подражать ему в безмолвии? Вот как. Посмотрите, что есть безмолвие? Внешне — это есть удаление от всех и пребывание наедине, а внутренно — это есть устранение всякого развлечения мысленного и собрание себя внутрь сердца, чтоб там пребывать неисходно, перед лицем Единого Всевидящего Бога. Внеш­нее безмолвие не в ваших руках и может быть в житейском быту только случайно, а уединение внутреннее в ваших руках. Его себе и устрояйте всячески заботясь о том, чтоб сколько мож­но чаще входить внутрь себя, в свою внутреннюю клеть, и там наедине предстоять Единому Богу. В доме ли вы, на пути, на должности или в хра­ме, напрягайтесь не исходить вниманием из серд­ца и не отрывайте око ума вашего от лицезрения Божия. И будете уединенники, или безмолвники. Потребность к безмолвному внутрь-пребыванию рождается в душе вследствие добросове­стного труда в исполнении заповедей Божиих. Пока страсти и греховные привычки качествуют в сердце, нельзя иметь внутреннего безмол­вия: это так по свойству их. Труд доброделания и исполнения заповедей Божиих исторгает из естества нашего страсти и греховные привычки. Тогда рождается позыв быть едино с Господом. И вот смотрите: те, кои окрепли в добрых делах и расположениях, часто — или во время молитвы дома и в храме, или во время благочестивого размышления и чтения — так входят глубоко внутрь и погружаются в такое безмолвие, что не замечают, как время идет, и, несмотря на труд внешний, например во время молитвы или сто­яния в храме, не хотели бы прекратить его, чтоб всегда быть в сем блаженном состоянии. Это начатки внутреннего безмолвия, возможного и в семейном быту. Остается продолжать жизнь в том же труде доброделания, всячески заботясь и молясь — чаще бывать в сих состояниях и ища, чтоб то, что бывает по временам, стало непре­рывным. И будет. Господь не оставит труда люб­ви. Надо только отстранить из жизни всё, что может расстраивать сие благонастроение и пога­шать блаженную теплоту внутреннего безмолвия. Вот как и из вас каждый может сделаться полным подражателем святого Иоанна. Только, братие, тако тецыте, да постигнете. Восходите в меру возраста исполнения Христова. Видите, какой образец! Пред ним всё наше — ничто. Что и засматриваться на наши малости. Задняя убо забывая, в передняя простирайтесь, к почести вышняго звания о Христе Иисусе. Аминь.

2 апреля 1861 года

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Двери покаяния
Согласование Евангельских сказаний о Воскресении Христовом
Торжество Православия
О постничестве
Слово в Прощенное воскресенье
Канон Св. Андрея Критского как призыв к покаянию
Слово о покаянии
О Великом Посте
Беседа с рабом Божиим Иосифом Муньоз (из архива редакции)
"МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ ЗА ХРИСТА"


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru