Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


ПУТЬ К ДУХОВНОМУ ОЧИЩЕНИЮ. Размышления, вызванные общественно-политическими событиями в Украине

Сергей Шумило, Виталий Шумило

Написана 30 ноября / 13 декабря 2004 г.,

Св. Ап. Андрея Первозванного, просветителя Руси


Путь к духовному очищению

Размышления, вызванные общественно-политическими событиями в Украине



«Не медлит Господь исполнением обетования…

 но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб,

но чтобы все пришли к покаянию»

 (2 Петр. 3,9).

«Сотворите же достойный плод покаяния…»

(Мф. 3, 8-10).


В свете последних событий как в нашем истерзанном Отечестве, так и в мiре, особую важность обретают предостережения Спасителя о том, что в конце времен на земле иссякнет и уже окончательно не будет ни единства, ни мира, ни любви, и что в те дни восстанет брат на брата войною (Мф. 10, 21).

Сейчас как никогда, необходимо помнить, что Бог есть Любовь. Утрата любви, мира и единства в народе, братоненавистничество и вражда – признак гнева Божия на такой народ. Подобное испытание уже постигло нас более 80-ти лет назад. Однако тогда сердца людей, обуреваемых гордынею, поглотила духовная ночь, ввергнув в пропасть богоотступничества и братоубийства. Объявив войну Богу и Его Святой Церкви, люди попытались на крови святых мучеников воздвигнуть новую Вавилонскую башню, царство “справедливости” на земле. Но Господь, видя не только преступления, но и страдания народа, по милосердию Своему все же сокрушил эти горделивые планы помраченного ума человеческого, нанеся непоправимые раны зверю – богоборческому СССР.

Теперь мы видим, как наследники безбожного советского прошлого с новым рвением предпринимают отчаянные попытки уврачевать раны зверя.

Этот зверь живет в сердце каждого из нас. Он в способе нашего мышления и жизни, впитанных с молоком матери в годы тотального атеизма и лжи. Над нашим народом и поныне довлеет страшный нераскаянный грех богоотступничества, грех гордыни. Но вместо покаяния, духовного очищения и возвращения к святоотеческой вере, к Богу и истинной Церкви, в сердцах и умах людей ныне вновь получает широкое распространение дух лжеучений: безрелигиозного гуманизма, оккультизма, масонства, социализма, глобализации, космополитизма, ложно понимаемого патриотизма и т.п. Чего угодно, но только не Истины и Правды Божией.

В стремлении к власти, обогащению, комфорту и развлечениям такие люди забывают Бога. Бог им мешает. Им мешает Его Правда, обличающая их беззакония и грехи. «Если Бога нет – все позволено» – писал Ф.М. Достоевский. Наше общество сознательно, как восемьдесят лет назад, так и ныне пытаются изолировать от Бога, навязать представление о Нем как о чем-то абстрактном, “размытом” (как у экуменистов), а то и вовсе «второстепенном», «обыденном», «несущественном» или «несуществующем». На это направлены все без исключения отечественные средства массовой информации: телевидение, радио, газеты, интернет. В результате мы имеем катастрофический рост безнравственности и преступности.

В чем же причина такого плачевного состояния нашего общества? 

По учению Святой Церкви, первопричиной любого человеческого падения, греха, всех человеческих катастроф, войн и преступлений есть гордыня. В наше же время и отдельные люди, и народы, и вся общественная жизнь в целом ни от чего так не страдают, как от гордыни и порождаемых ею бедствий. Тщеславие, самомнение, двойственность и лицемерие, дерзость и наглость стали обычным явлением, и воспринимаются большинством как норма поведения. С гордынею тесно связаны жестокость, злоречие и клевета. У многих нет сочувствия к старости или болезни других, нет уважения к чужому труду, сострадания к чужому горю... Свое злое дело гордые люди всегда прикрывают и оправдывают клеветой, изощряясь, как бы побольнее уязвить предмет своей ненависти, как бы погрязнее опорочить оппонента перед другими людьми. И это независимо от того: кто, и под каким флагом выступает, какой идеологией прикрывается. Постоянное пребывание в атмосфере гордости, злобы и лжи не может не повредить человека. А нераскаянность в этом делает такое духовно нездоровое состояние хроническим, неизлечимым. Причем это характерно как для отдельных личностей, так и целых сообществ.

Вот и получается, что первопричиной всех бедствий нашего народа являются не столько политические или экономические проблемы, сколько проблемы более глубинные, коренящиеся в душах и сердцах каждого из нас.

Проблемы в области политики, экономики, экологии – это все следствие проблем в области морали. А проблемы в области морали – следствие проблем в области духовной, – собственной души каждого конкретного человека как частицы общества, народа, государства. И никакие политические реформы, никакой политический строй (ни монархия, ни демократия, ни диктатура) не спасет нас от нас самих: от нашей внутренней поврежденности, нашей греховности и ее пагубных плодов. Это непосредственно касается и последних событий в Украине. Если народ не станет на путь подлинного обращения к Богу, на путь духовного очищения и исправления, изживания в самих себе зверя, то не будет иметь большого значения, какой цвет флага – голубой или оранжевый, красный или зеленый возобладает, какая из сторон выйдет победителем. Ведь в таком случае победителей не будет – зверь так и не будет изжит. Все останется по-прежнему, кроме цвета флагов и лозунгов. А у людей, по окончании политических страстей, очень скоро наступит разочарование, неудовлетворенность и внутренняя духовная пустота. Пустота же, которая не заполняется Божиим Духом, Его благодатью, заполняется духом иным... «Свято место пусто не бывает». – Это неизбежно, таковы духовные законы.

Здесь уместно несколько слов сказать и о стремлении людей к правде и свободе. Само это явление есть признак Божией искры в их сердцах. Однако без правильного духовного разумения такого явления и направления его в созидательное русло оно может легко принести саморазрушение и гибель.

Духовная свобода, к которой надлежит всем нам стремиться, – великое благо, дарованное Богом человеку. Но эту свободу человек должен был закрепить за собою через свободное и сознательное послушание воле Божией, через свободное служение Богу, Его Истине и Его Правде. Выбрав путь непослушания и противодействия воле Божией, служение самому себе, человек утратил полноту своей свободы, как и правильное понимание правды. Потому и неудивительно, что, скажем, в 1917 г. под лозунгами «свободы» некогда православные восточнославянские народы очутились под игом жесточайшего безбожного рабства. По слову Апостола, оказавшись «рабом греха», человек стал «свободен от праведности». Но свобода от Правды, от Христа оказалась рабством лжи, порожденным отцом лжи – диаволом. Возвращение же свободы от греха у падшего человека возможно лишь во Христе и силою Христовою. Таким образом, человек способен обрести подлинную свободу – свободу от греха, от міра сего и диавола – лишь сознательно став рабом Божиим, определив самого себя на служение Богу, на жизнь во Христе и со Христом. 

«Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» (Иоанн 8. 32), – учит Господь.

Нашему народу жизненно необходимо духовное освобождение, пробуждение человеческих душ от сна, духовный исход из царства неправды и греха, покаяние и возвращение из состояния духовной руины (которую мы сами породили в собственных сердцах и умах), в Царство праведности и Правды. Необходимо осознание, что лишь через исцеление и освобождение духовное, возможно исцеление и освобождение народа физическое. Не политические и экономические декларации, программы и реформы, а, в первую очередь, покаяние, стремление ко спасению собственных душ для Вечности со Христом в Его Царстве (Которое «не от мiра сего»), стремление к Истине – путь, дающий действительную свободу, подлинное возрождение и оздоровление. Но этот путь невозможно пройти без крестоношения, без личного внутреннего подвига, без очищения сердца от страстей, которые «в Царство Божие не войдут» (Митр. Виталий).   

«Чистые сердцем Бога узрят». Чтобы познать Бога и жить в Нем, нужно очистить мысли, чувства и саму жизнь, нужно «духовно переродиться» (Митр. Виталий). А для этого, как и тысячу лет назад, необходимо новое обращение нашего народа ко Христу, к святоотеческой православной вере. Необходимо всенародное покаяние в практически столетней оргии богоотступничества, тотальной лжи и искривления душ. Избавление от довлеющего над всеми нами богоотступнического советского наследия. Освобождение человеческих сердец от сна, очищение после длительной блудной ночи и добровольного пребывания в плену зла, греха и смерти (Иер. 3, 1-15). 

Единственный путь к такому исцелению – искренняя и непрестанная молитва к Богу, покаянная мольба о прощении нам всех наших падений, преступлений, согрешений. – «Если же не будет покаяния у нашего народа, конец міра близок» (Св. Иоанн Кронштадтский).

Путь к миру Божиему простирается через Правду Его, потому что только «делом правды будет мир» (Ис. 32, 17). Именно такой гармоничной целостности должно желать. Именно такого возрождения требует наша больная, истерзанная, нами искалеченная Родина.

Говоря о духовном возрождении народа, следует помнить, что истинное возрождение – это не «мода на духовность», не статистические отчеты о переданных или построенных храмах, не количество освященных офисов или показное стояние чиновников и бизнесменов со свечками на Рождество или Пасху в храме. Истинное возрождение – это духовное самосознание, мiроощущение людей, обретение и следование высшим духовно-нравственным ценностям, соборность, жизнь по Заповедям со Христом, что, повторимся в который раз, невозможно без покаяния, без Веры и Правды во Христе.

Сегодня в обществе особо остро чувствуется утрата соборного самосознания. Однако соборность, это не только стремление к целостности государства или народа. Прежде всего – это самоощущение соборной целостности со Святой Церковью как Мистическим Телом Христовым. По мысли православного мыслителя Л.Тихомирова, «удерживающим міровую тайну беззакония теперь» (2 Фес. 2, 7-8) может быть и общественное коллективное сознание, т.е. такое духовное состояние общества, при котором Святой Дух не отходит от него, а силы зла не получают в нем легализации. Иначе говоря, это сознание кафолическое, СОБОРНОЕ, что и является основой животворящего организма, “душой” Истинной Церкви Христовой, Православия.

Внутренняя соборность есть причастность Телу Христову, в Котором действует Дух Святой, Дух Истины и Любви. Утрата обществом подлинной соборности влечет за собой и утрату причастности Телу Христову, а значит – и благотворного действия на это общество благодати Духа Святого. Сегодня это ощутимо как никогда, п.ч. на сегодняшний день нет ни одного государства или народа, исполняющего эти условия духовного закона, данного человеку его Творцом.

Таким образом, для каждого православного христианина наиважнейшею задачею становится стяжание в чистоте сердца Правды Божией и Любви сердечной, Свободы внутренней и Соборности духа.

Мiр существует, пока есть еще человеческие души, способные к восприятию высшей Правды и высшей Любви, способные к покаянию, готовые переменить свое мiровоззрение, приняв Христа Спасителя в сердце свое, оставить безбожный и языческий “мiр” и присоединиться к Истинной Церкви Христовой. Иными словами, мiр будет существовать до тех пор, пока остается еще хотя бы одна человеческая душа, желающая спасения и ищущая Христа и Его Церковь. Иначе утрачивается самый смысл существования этого мiра.

«Когда уже некого будет ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разольется, и антихрист явится», – предостерегает Свят. Феофан Затворник. Здесь в особенности важным уже становится стремление хотя бы незначительной части общества (“малого остатка”) к Истине и Любви, – стремление принадлежать именно к Истинной Церкви, а не “церкви лукавнующих”, поскольку именно это является свидетельством «стремления свободной воли человека к Правде Божией». Когда такого стремления не будет, то не будет и Истинной Церкви, Церкви Соборной, Христовой. Останется лишь внешний, официальный общественный институт со зданиями из кирпича, крестами на куполах и религиозной утварью внутри этих зданий, со своей администрацией, епархиальными управлениями, компьютерами, патриархом и чиновниками в рясах. Истинная же Церковь окончательно “уйдет в катакомбы”, «закроется изнутри от наступления всепоглощающих волн огненного океана» (Свмч. Дамаскин Черниговский). И соответственно для “среды” (т.е. общества) не станет «источника благодати удерживающего»... Поэтому ныне, как никогда раньше, христианину особенно важно понимать: действительно ли он принадлежит к истинной Православной Церкви Христовой, Церкви «филадельфийской», или (быть может несознательно) оказался вне ее, в среде “церкви лукавнующих”? Ведь отступление благодати от Церкви, вырождение ее в “церковь блудницу”, и затем в “церковь лукавнующих” – и есть знамение «осуществления тайны беззакония».

Последние события в Украине, втягивание официальных Церквей, их духовенства и верующих в суетную стихию политиканства, агитации и страстей для нас становятся знаковыми. Ведь, по своей внутренней духовной сути – это ни что иное, как предсказанное многими святыми превращение храмов Божиих в обиталище разбойников и торговцев… «Приходит время, когда и недействующие храмы (закрытые) будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, но ходить христианину Православному в них нельзя будет, ибо там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа, а будет там все “сатанинское” сборище», - более шестидесяти лет назад предсказывал схиархимандрит Лаврентий Черниговский.

Болью за Святое Православие наполняется сердце, когда читаешь все новые и новые сообщения о том, как в официальных храмах во время Литургии епископы и священники на проповедях агитируют за того или иного кандидата на пост президента, раздают в храмах агитационные листовки с изображением святых икон и “молитвами” за “православных” кандидатов, совершают “молебны” и даже “крестные ходы” в их поддержку... Ну что это, как не плоды апостасии (отступления от Христа) официальной Церкви? Иначе как «вертепом разбойничьим» все это не назовешь. Горько, но посеянные еще в 1927 г. сорняки сергианства ныне в Украине дали свои обильные всходы, разлагая и дискредитируя Православие в глазах простых верующих, отталкивая от Православной Церкви в сети безверия и сектантства людей еще невоцерковленных, делающих первые шаги на пути к вере и Богу, а в сердцах своих прихожан сея нетерпимость и злобу...

Грех сергианства, грех подчинения и служения властям, грех конформизма, попрания внутренней свободы Церкви и отступления от чистоты Истинного Православия в официальной церковной среде (вне зависимости от т.н. “юрисдикционной принадлежности”: будь-то УПЦ МП, УПЦ-КП или УАПЦ) не только не изжит, но приобрел еще более некрасивые, безобразные, безнравственные черты. Это духовно нездоровое советское наследие до сих пор довлеет над иерархами, духовенством и верующими официальных Церквей, не давая им возможности духовно возвыситься и возглавить нравственное возрождение общества. А посему процесс всенародного покаяния должен начинаться с покаяния самих духовных поводырей народа. Иначе куда могут завести «слепые вожди слепых»?

В эти смутные и апостасийные времена все мы, православные христиане, должны помнить, что главная и единственная миссия Истинной Православной Церкви, как Мистического Тела Христова – спасение душ человеческих для Вечности, указание пути в Царствие Небесное и соединение со Христом Спасителем, стояние в Правде, Истине и Любви. Любые другие задачи, будь то политические или экономические, чужды Святому Православию, которое «не от мiра сего». Поэтому религиозные сообщества, воплощающие их в своей деятельности, не могут являться Истинной Церковью Христовой, ибо по сути своей вырождаются в политические партии или торговые корпорации.

Отрадно, что не все поддались политическим соблазнам и страстям. Считая пагубным втягивание духовенства и верующих в политические манипуляции, Русская Истинно-Православная (катакомбная) Церковь, духовная и каноническая наследница дореволюционной Русской Церкви, отвергает путь соглашательства и подчинения Церкви властям. Не приняв в нач. ХХ ст. богоборческий коммунистический режим, Русская Истинно-Православная Церковь просуществовала до наших дней, пронеся сквозь большевицкие репрессии и преследования, тюрьмы и расстрелы, конспирации и подполье дух истинной веры, благочестия и мученичества, дух внутренней церковной свободы. РИПЦ принципиально не принимает участия ни в каких политических движениях и идеологиях, сохраняя в этом традиции Катакомбной Церкви.

«Сегодня как никогда Христу, Его Св. Церкви и народу нужны не фарисеи и лжепастыри, но истинные последователи, которые в эти последние времена внутренним подвигом покаяния, твердого стояния в Истине и Любви могли бы противостоять внешней силе жестокосердной цивилизации антихриста, — подобно тому, как в первые века христианства наши святые апостолы и мученики покаянием, верностью и любовью отвечая на злословия, унижения и преследования “мiра сего” и лжебратии, — тем самым обращали из нечестия все новых преданных учеников, готовых с верою и любовью даже жизнь отдать за Истину» - говорится в Послании Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви.

Однако много ли сегодня таких пастырей? Мы с болью наблюдаем, как в наше время люди, не принеся плодов внутреннего покаяния, смирения и любви, даже принадлежа внешне к Истинной Церкви, со временем падают под тяжестью своих, с еще большею силою их одолевающих страстей. Даже некоторые наши бывшие собратия, не устояв перед открывшимися искушениями и соблазнами, восстали и против Истинной Церкви, злословя и клевеща, а то и прибегая к явным гонениям. Попытки уничтожить или дискредитировать Истинно-Православную Церковь на Родине свидетельствуют о полной утрате их инициаторами Духа Истины, Духа Любви, утраты ими благодати Божией.

Пред лицем новых испытаний, когда «дьявол, как лев, ходит, рыкает, ищет кого еще поглотить» (потому что нет уже практически такой человеческой души, которую мiр бы не опутал густой сетью тщеславия и сладострастия, сребролюбия и гордости, равнодушия к страданиям ближнего и к собственному спасению), нам, христианам, нужно с большим прилежанием воспитывать себя в духе истинных наследников наших великих предшественников, святых апостолов и мучеников первых и последних веков христианства, в духе Святых Новомучеников и Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной. Только так мы сможем обрести спасение. Тогда и мiр сей увидит, что  мы и есть истинные ученики Христа, Который не через что иное положил спасение, как через Покаяние и Молитву, твердое стояние в Истине и сострадательной Любви. Тогда найдутся еще души, которых свет нашей любви выведет из мрака мiра сего и приведет ко Христу Спасителю, в Истинную Его Церковь, — ко спасению, в Царствие Божие, которое начинается в сердце христианина уже здесь, на земле. К этому призывают нас Преосвященные Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви.

 «Будем помнить, что нет иного пути спасения, как частного, так и Отечества нашего, кроме пути покаяния, заповеданного нам Христом – Победителем смерти и ада, и нет иной подлинной радости, кроме радости победы Добра над злом, торжества Жизни над смертью. Жизни, которую дарует нам Спаситель Христос. Только Господь, Который “гордым противится, смиренным же дает благодать”, силен спасти человека от погибельных стихий “міра сего” и от бури духов злобы, возмущающих человеческое сердце» - пишет Архиепископ Одесский Лазарь, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.

Только таким путем можно обрести благоволение и милость Божию для себя и для своего народа.


Сергей Шумило, Виталий Шумило
, г. Чернигов,

30 ноября / 13 декабря 2004 г. от Р.Х.

Св. Ап. Андрея Первозванного, просветителя Руси

Дополнительно см.:

1. Без Любви нет Истинной Церкви

2. Почему необходимо покаяние в грехе сергианства

3. Трагедия века
    Размышления об эсхатологическом значении Второй мiровой войны

4. Богоборництво i гонiння на Iстинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернiгiвщинi

5. Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.).


Дополнительно по данному разделу:
ИМПЕРИЯ И АНТИ-ИМПЕРИЯ
Православие в современном мiре. Значение анафемы
Традиция Православной Церкви в толковании Откровения Св. Ап. Иоанна Богослова
АПОКАЛИПСИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СУДЬБАХ И КОНЦЕ МIРА
Заметки по поводу эсхотологических размышлений Л.А. Тихомирова
Чудо Русской Истории
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОКАЯНИЕ В ГРЕХЕ СЕРГИАНСТВА
Уроки Никейского Царства
Православие и его враги
ДОГМАТ О ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МIРЕ (доклад Третьему Всезарубежному Собору)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru