Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Наша Родина - Святая Русь

Виталий Шумило

Виталий Шумило


НАША РОДИНА - СВЯТАЯ РУСЬ



     Доклад, прочитанный на открытии Русского культурного центра

им. Ф.М. Достоевского, Чернигов, 27 сентября 1995 г.


Замечательный русский писатель Иван Бунин писал в «Окаянных днях»: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...» Сегодня нам это странно слышать: по школьным учебникам, – и прошлым, и нынешним – мы знаем совсем другую Россию – нищую, неграмотную, голодную... Мы хорошо помним пьесу Горького «На дне».



Между тем факты упрямо твердят свое. Вот, например, характеристика экономического развития дореволюционной России, данная известным английским экономистом начала века Эдмондом Зей, отнюдь не симпатизировавшим царской России: «Если у больших европейских наций события между 1912 и 1950 годами будут протекать так же, как они развивались между 1900 и 1912 годами, то к середине настоящего века Россия станет выше всех в Европе, как в отношении политическом, так и в области финансово-экономической».

В связи с этим любопытно отметить следующий факт: именно в Российской империи, притом уже в XVIII в., в царствование императрицы Екатерины II, впервые в мiре были изданы законы, облегчающие условия труда запрещен ночной труд женщин и детей, установлен 10-ти часовой рабочий день на заводах и т.п. Показательно, что трудовой кодекс Екатерины II, изданный в России для заграницы на французском и латинском языках, был запрещен для обнародования во Франции и Англии как «крамольный». К началу Первой мiровой войны трудовое законодательство в России было наиболее совершенным в мiре. За два года до войны президент США Уильям Тафт публично заявил: «Русский император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может».

Уже из этого небольшого обзора видно, что отсталая и «немытая» Россия миф, и не было реальных причин для революций. А ведь мы затронули только социально-экономическую сторону жизни России. Но были же еще образование, медицина, наука и культура, религия...

Наши предки, наши прадеды и деды не ценили и не понимали, что за сокровище эта их Православная Святая Русь. А потому и не сберегли «всю эту мощь, сложность, богатство, счастье»!

Так в чем же причина гибели России?

Были на Руси великие праведники и пророки, не только предугадавшие гибель России, но и указавшие путь к исцелению. Еще Достоевский в «Бесах», а позже в «Братьях Карамазовых» предупреждал русское общество о грядущей опасности: «Если Бога нет все позволено». Не поняли, слишком увлечены были нигилизмом.

Накануне революции 1905 года, когда, казалось, еще ничто не предвещало грядущих испытаний, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал: «Россия, если отпадешь от своей веры, как отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой. И если не будет покаяния у русского народа конец мiра близок. Бог отнимет благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

Не прислушались к словам праведника и лишился народ Православного Царства, и кровь человеческая потоком хлынула на Русскую землю.

Но ведь еще задолго до отца Иоанна Кронштадтского и Достоевского о том же предупреждали и преподобный Серафим Саровский, и святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), и Оптинские старцы, и русские монахи с греческого Афона. И все об одном: будет в России Православие, будет и Россия, не будет Православия не станет ни России, ни народа русского.

Сейчас, когда наш народ переживает тяжелый духовный кризис, как важно именно православное понимание событий, происходящих в Отечестве и мiре, и отношение к ним на основе многовекового опыта Святых Отцов Церкви, а не на политических амбициях современных политиков (даже, если они и патриоты), совершенно лишенных элементарного духовного разумения и молитвенного делания.

Нам крайне необходимо понять, что за 70 лет господства богоборчества на нашей земле в сознание нашего народа настолько сильно врезалась печать советчины, печать добровольного богоотступничества и отступления от правомыслия, что уже трудно говорить о нас как о наследниках некогда великой Православной русской нации.

И абсолютно правы были советские идеологи (начиная с Ленина), твердившие мiру, что им удалось создать совершенно новую человеческую формацию советский народ, с собственным, отличным от старорусского (как и украинского, грузинского, литовского и т. д.) менталитетом, сознанием и подходом к решению жизненных проблем.

Это стало возможно благодаря отходу русских людей от своих многовековых корней. Поэтому именно сейчас необходимо предпринять попытку «русификации» советского человека, т.е. начать возвращение к нашим духовным первоистокам, к Православию, стать на путь постепенного избавления от поврежденного духом богоборчества, духом советчины русского сознания.

Путь этот нелегкий. Путь этот долгий. Начинать его нужно каждому из нас, начинать с самого себя прежде всего. Но путь этот неизбежен, если мы не хотим исчезнуть совсем, теперь уже в «американской» антикультуре и ее менталитете. В этом и заключается главная миссия современной русской интеллигенции.

Федор Достоевский писал в «Дневнике писателя»: русский человек без Православия ничего не стоит. И это действительно так. Лучшие умы русской культуры это хорошо понимали. Но что мы знаем о них?

Мы хорошо помним имена и писания разного рода нигилистов, революционеров и ниспровергателей, начиная от Герцена и Чернышевского, но многие ли из нас читали труды истинных русских патриотов: славянофилов Хомякова, Киреевского, братьев Аксаковых, государственников Константина Леонтьева, Льва Тихомирова, Константина Победоносцева, историка Нечволодова, философа Ивана Ильина, церковных писателей митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Аверкия (Таушева), архимандрита Константина (Зайцева) и других. Да и труды Пушкина, Гоголя, Достоевского хорошо ли мы знаем? В особенности же их дневники?

«Без любви к Богу никому не спастись, а любви к Богу у вас нет... Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви... Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви...

Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы пойдете, но в капитан-исправники... последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездеятельной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам» так писал Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

Как остро и современно звучат эти слова. А сколь удивительны его «Размышления о Божественной литургии», или составленные им Православные молитвы... «В них русский дух, в них Русью пахнет», как сказал другой великий русский.

Наши далекие предки называли нашу родину «Святая Русь». Конечно, не потому, что все русские в ней были святые. Нет, не было этого. Но потому, что общепризнанным идеалом народным была святость во Христе. В этом удивительном названии проявилась не гордость народная, но великий молитвенный порыв соборной народной души. В гордости же наш народ трудно обвинить: пожалуй, нет в мiре другого такого народа, столь неистово обличавшего свои немощи и пороки, свидетельство чему - великая русская литература, ценимая во всем мiре именно за поиск нравственной чистоты и за обличение греха и неправды.

Так давайте же прислушаемся к словам Предстоятеля Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Виталия: «Как важно понять, что сейчас больше всего нужно для русского народа. Мы читаем о безконечных партиях, которые растут словно грибы после хорошего дождя. И каждая предлагает свои рецепты на возрождение России, на возрождение экономики и прочее, не понимая, что надо обновить русское сердце.

Если у вас нет сердца, вы ничего не сможете сделать. Мы знаем это прекрасно, каждый на своем опыте: если нет сердца, никакое дело не будет спориться.
Нужно исцелить сердце русское. Оно дряхлое сейчас, безбожием опустошенное, пустое. И вот нужно его заполнить молитвою.

Когда русский человек начнет сердечно молиться, восстановятся и финансы, и все восстановится.

Сердце диктует всему: рукам, ногам, всему человеку уму его диктует: как лучше сделать. Это тайна всякого человека, в особенности русского человека, который себя назвал Святой Русью...

Это название вышло из недр русского народа. Сам Господь его так назвал. Оно вышло из стихии, из сердца молящегося русского человека.

Да, существует Русь, Святая Русь. И чем она больше займет места в России, тем Россия будет лучше жить».

Один современный нам иерарх сказал: «Патриоты, клянущиеся в любви к России и одновременно отвергающие Православие, любят какую-то другую страну, которую они себе выдумали».

Нам всем следует хорошо подумать над этими словами. Время нигилизма должно, наконец, пройти. Время советчины, веруем, прошло безвозвратно. Приспело время из советских становиться русскими, иначе мы исчезнем, растворимся в иных народах, как исчез древний народ вавилонский.

А русскими без Православия стать никак нельзя!



В.В. Шумило, заместитель Председателя Русского культурного центра

им. Ф.М. Достоевского, г. Чернигов


Дополнительно по данному разделу:
ИМПЕРИЯ И АНТИ-ИМПЕРИЯ
Православие в современном мiре. Значение анафемы
Традиция Православной Церкви в толковании Откровения Св. Ап. Иоанна Богослова
АПОКАЛИПСИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СУДЬБАХ И КОНЦЕ МIРА
Заметки по поводу эсхотологических размышлений Л.А. Тихомирова
Чудо Русской Истории
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОКАЯНИЕ В ГРЕХЕ СЕРГИАНСТВА
Уроки Никейского Царства
Православие и его враги
ДОГМАТ О ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МIРЕ (доклад Третьему Всезарубежному Собору)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru