Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Объединяться не с Синодом МП, а с русским народом - для совместного противостояния царству антихриста

Михаил Назаров

К участникам Всезарубежного совещания духовенства в США

Данную статью-обращение можно считать грустным продолжением прошлой моей статьи по поводу смуты в Русской Зарубежной Церкви 2000-2002 годов. Тогда моей целью было показать, что соборные постановления зарубежных епископов всегда видели в Московской Патриархии – Церковь, но порабощенную богоборческой властью и с соответствующим недостойным возглавлением, поэтому ничего нового в эту практику с экклесиологической точки зрения наш Архиерейский Собор 2000 года не внес и не было оснований говорить о "перемене курса" и о "капитуляции". Тем более, что в документах того же Собора были указаны, по крайней мере, две важные причины, препятствующие объединению с МП: ее "сергианство" и экуменизм. Архиерейский Собор 2001 года еще более выделил эти причины, подчеркнув, что «никакого внешнего единения не может быть, если не существует единения в Истине», и указал вдобавок на нераскаянное сотрудничество части российских архиереев с КГБ.

Причем тот же Собор 2001 года признал, что в документах предыдущего года были «неосторожно высказанные заявления» и «не до конца продуманные положения», которые «ложатся подчас тяжким бременем на совесть многих и многих... Некоторые высказывания о Московской Патриархии, в которых наше желание видеть там положительные изменения оказалось впереди действительного положения вещей, не все признают объективными» ("Православная Русь". 2001. № 21. С. 3).

И вот, 24 сентября 2003 года наши высокопреосвященнейшие архиереи сделали, с точки зрения многих наших прихожан, новые «не до конца продуманные» действия, которые «ложатся тяжким бременем на совесть многих и многих»: представители Синода встретились в генеральном консульстве РФ с нераскаянным офицером КГБ и инициатором многих антирусских законов и указов – нынешним президентом РФ, назвали его в СМИ "русским патриотом" и "православным" президентом, после чего в ноябре вопрос об объединении Русской Зарубежной Церкви с МП вступил в стадию практических переговоров в Москве. Все это вновь ставит нашу Церковь на грань раскола. И на этот раз у критиков таких действий Синода гораздо больше оснований для упреков в "перемене курса", поскольку препятствия к объединению за это время не отпали, а наоборот – предстали в более печальном контексте.

Сторонники объединения находятся в основном в МП, они полагают, что никаких причин для разделения не осталось – это лишь "историческая инерция старых споров". Поэтому в данной статье уместно вернуться к основным причинам, мешавшим объединению до сих пор, и показать их общий духовный знаменатель, который должен быть для нас главным критерием.

В ноябрьском послании зарубежного Синода 1987 года (в ответ на призыв Синода МП к примирению) эти причины были сформулированы в следующем виде ("Православная Русь" № 22, 1987):

1. «Отказ Московской Патриархии от Мучеников и Исповедников нашего времени».

2. «Декларация митрополита Сергия (впоследствии патриарха) о тождестве интересов Церкви и безбожного государства лежит до сих пор в основе их отношений»...

3. МП считает, что Русская Зарубежная Церковь «находится вне спасительной ограды Матери-Церкви»...

4. «Вовлечение МП в экуменизм, с участием в молитвах даже с язычниками и идолопоклонниками».

5. Вдобавок к этому, в 1990 г. Архиерейский Собор РЗЦ предписал своим приходам в России не вступать в евхаристическое общение с МП «доколе она не отстранит от своего управления иерархов, скомпрометировавших себя антиканоническими и аморальными поступками, замешанных в коррупции и казнокрадстве, поставленных посредством вмешательства мiрских властей, а также допускавших искажения в богослужебной практике Русской Православной Церкви» ("Православная Русь" № 12, 1990).

6. Позже, в связи с Великой криминальной революцией в России, к числу условий объединения разными авторами добавлялся и отказ от поддержки посткоммунистической нехристианской и антирусской власти, это вплоть до сего дня выражалось и в соответствующих молитвах во время литургии. По крайней мере, в нашем приходе и при Ельцине, и при Путине молились о спасении «страждущей» страны российской и об избавлении от «горького мучительства» нынешней власти; в нашем храме владыка Михаил за каждой литургией читает традиционную для Русской Зарубежной Церкви "Молитву о спасении России" со словами: «Отечество наше от лютых безбожников и власти их свободи».

Но поскольку нынешняя власть в РФ – часть общемiровой политэкономической власти рыночной демократии, точнее было бы не ограничивать это условие пределами РФ, а сформулировать как требование отказа от поддержки строителей глобального царства антихриста. Мне кажется, как раз это и есть общий знаменатель всех вышеописанных препятствий, которые взаимосвязаны именно в этом вопросе. К нему мы вернемся далее, а сейчас покажем, что руководителями МП сделано по каждому из перечисленных пунктов, – не из злорадности, а из желания помочь им обратиться к Истине. Для удобства рассмотрим эти проблемы в несколько иной последовательности.

Проблема отношения МП к Русской Зарубежной Церкви как к "раскольникам".

Представители МП вплоть до последнего времени часто называли Русскую Зарубежную Церковь "раскольничьим" образованием в том числе для оправдания насильственных действий по захвату у нее церковной собственности во многих странах. В последние годы официальные лица МП ведут себя сдержаннее, ибо заинтересованы в объединении. Но даже если такое отношение официально уже не формулируется в столь грубой форме – подобным духом пронизаны многие действия духовенства МП, включая Патриарха. Так, он заявил после ноябрьской встречи с делегацией зарубежных архиереев, что «более чем 70 лет Русская Зарубежная Церковь пыталась оправдать в глазах своих священнослужителей и верующих пребывание вне Матери-Церкви»; Патриарх был удовлетворен тем, что «со стороны иерархов Русской Зарубежной Церкви была высказана просьба простить их за имевшие ранее место резкие высказывания в адрес Московского Патриархата» (pravoslavie.ru/cgi-bin/news, 20.11.2003). Другой материал о встрече озаглавлен в более личной форме: «Иерархи РПЦЗ попросили у меня прощения, заявил Алексий II на встрече со студентами» (Портал-credo.Ru, 20.11.2003; сайт был создан кремлевским политтехнологом Г. Павловским). Выделенные нами курсивом места свидетельствуют о том, что переговоры велись «с чистого листа» (это было условием самой встречи, которое Патриарх и Отдел внешних церковных сношений МП повторяли постоянно), а воссоединение трактуется руководством МП как покаянный отказ зарубежных раскольников от прежних надуманных попыток оправдать свое пребывание в эмиграции и от несправедливых упреков в адрес "Матери-Церкви". То есть со стороны МП главное условие объединения совпадает с его главной целью: Русская Зарубежная Церковь должна отказаться от своей традиционной оценки всей истории Русской Церкви в ХХ веке как от "неоправданных попыток самоутверждения и несправедливых упреков". Другими словами, это означает, что от нашей Церкви требуют исторического самоупразднения до состояния "чистого листа".

Затем очередь должна дойти до созданных «Зарубежной Церковью приходов на территории России и республик бывшего СССР, ибо тем самым раскол был перенесен на каноническую территорию Московского Патриархата» (курсив наш), – прямо заявил в том же документе Патриарх Алексий II.

Возражений от членов зарубежной делегации на приведенную выше патриархийную трактовку результата переговоров мы в СМИ не слышали. Более того, высокопреосвященнейший архиепископ Марк подтвердил: «мы попросили прощения за те крайности, резкости и перегибы» – pravoslavie.ru/cgi-bin/news, 21.11.2003) без разъяснения, в чем они заключаются, а взамен за такую уступчивость по крайней мере должна быть сохранена «существующая структура» Зарубежной Церкви, как надеется владыка Марк ("НГ-Религии". 2003. 19 нояб. с. 3). Если переговоры с МП идут только об этом, то нам кажется, что это уже можно считать капитуляцией от имени Русской Зарубежной Церкви, которая соглашается замести под ковер все ею сформулированные ранее препятствия к объединению как "крайности и перегибы".

Однако продолжим их рассмотрение.

Проблема участия МП в экуменизме.

Надо знать, что церковный народ в России гораздо более зарубежных критиков возмущен тем, что руководство МП в своем безбрежном экуменизме, цитируем: «прямо нарушает многочисленные запреты апостольских правил и решения Вселенских Соборов, подрывает самые основы церковной дисциплины и неуклонно размывает границы Церкви, отделяющие ее спасительные недра от безблагодатных и самочинных сборищ». При этом происходит и унижение собственной истинной Церкви, и укрепление еретиков в их заблуждениях. Но как изменить положение, если «совместные моления с еретиками продолжает совершать не кто-нибудь, а сам предстоятель Русской Православной Церкви [описывается, как он участвовал в освящении монофизитского храма.– М.Н.]. А Синод, ничтоже сумняшеся, благодарит его за это грубейшее нарушение канонов...»? ("Русь Православная". СПб. 2002. № 1-2. С. 3.)

Примеров этому (и их неприятия народом) такое множество, что ограничимся двумя. Согласно сообщению католической газеты "Свет Евангелия" (14.2.2002) со ссылкой на Радио Ватикана, на грандиозной экуменической встрече в Ассизи православные, в том числе три архиерея МП, молились одновременно с язычниками, мусульманами и иудеями, причем в одном общем помещении с католиками и протестантами: «При совершении обряда были прочитаны три отрывка из Евангелий, каждый сопровождался троекратным обращением ко Господу Иисусу Христу и молитвой о мире. Совместно была пропета молитва "Отче наш" и христианские лидеры, возглавляемые святейшим отцом [папой] еще раз воззвали о великом даре мира» (цит. по: "Православная Русь" № 4, 2002). Примерно такой же экуменический шабаш был устроен 23 сентября 2003 года в новой столице Казахстана Астане по инициативе Назарбаева с участием двух архиереев МП.

Возражения же руководства МП на католическую экспансию (см. интервью Патриарха в "Известиях" от 9.6.2003) состоят лишь в осуждении «недопустимой в отношениях Церквей-Сестер прозелитической установки переманивания паствы» и недопустимого «внедрения в чужую каноническую территорию» (как будто католическая церковь канонична и ее можно называть "Сестрой"), но не в указании на догматические отступления католиков от истинной Церкви в ересь вплоть до современного братания с иудеями в ожидании общего "мессии".

Впрочем, до братания с иудеями дошел и Патриарх Алексий в своей знаменитой речи перед раввинами в 1991 году. А 15 мая 2001 года сотрудник ОВЦС МП вместе с раввином Б. Лазаром осудил "прозелитическую деятельность" западной миссионерской организации "Евреи за Христа", пытающейся раскрыть иудеям глаза на истинного Мессию-Христа; совместная пресс-конференция закончилась восклицанием раввина Лазара: «Мы с нетерпением ждем прихода Мошиаха!» ("Вертоград" 2001. № 65. 16 мая). На мероприятиях, устраиваемых под покровительством Церкви, вроде "Всемiрного русского народного Собора" в Храме Христа Спасителя, православные архиереи восседают рядом с раввинами и муллами, при этом раввины согласно предписаниям Талмуда обязаны произносить проклятие данному храму: «Дом гордых выкорчует Б-г» (это предписывается в официальном еврейском издании 2001 года: "Кицур Шулхан арух". С. 389-390). То есть, впустить такого иудея в храм – значит допустить осквернение его, и это почему-то считается само собой разумеющимся.

Завершая проблему экуменизма, напомним, что "Правила святых Апостолов" предписывают: «Аще кто из клира, или мiрянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного» (прав. 65).

Проблема прославления Царской Семьи и Новомучеников Российских.

Мы сразу же отметили ("Имперский курьер", 2000, № 52), что прославление их в МП не сняло всей проблемы. Акт прославления Царственных Мучеников в МП не упомянул о том, что они были прославлены Русской Православной Церковью за границей в 1981 году и в последние годы почитались таковыми большой частью народа в России. Причиной этого неупоминания была не только гордость "Церкви-Матери", но и стремление придать прославлению иной смысл.

В зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как «Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности» – что и стало причиной его убиения вместе с семьей. При этом в службе ему говорится: «С любовию велию к неблагодарным людем, принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за народ свой, якоже рек еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду».

Прославление же Государя Собором МП, к сожалению, не стало присоединением к такому духовному смыслу этого Акта. Оно вообще произошло после долгого сопротивления и колебаний большинства архиереев (некоторые запрещали принимать в своих епархиях даже мироточивую икону Царя Мученика!) и стало для них лишь вынужденным компромиссом с нараставшим давлением православного народа снизу. И в деяниях Собора, и в разъяснениях руководства МП Государь Николай II рассматривается лишь как страстотерпец, пострадавший от своих единоверцев и кротко перенесший с семьей страдания подобно «миллионам православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» – без упоминания его Помазанничества и жертвенной сути его подвига; комиссия по прославлению отвергла и ритуальный смысл цареубийства. Тем самым остается необъясненным и духовный всемiрный смысл революции 1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута удерживающая православная государственность и открыта дорога для построения Нового Мiрового Порядка антихриста.

Показательно, что такое прославление Царской Семьи в МП удостоилось похвалы от ADL – пропагандно-атакующего подразделения еврейской антихристианской ложи Бнай Брит: «Антидиффамационная лига выражает надежду, что решение Русской православной церкви о канонизации Николая II и членов его семьи будет способствовать развенчанию бытующего среди определенной части верующих и священнослужителей антисемитского мифа о ритуальном характере убийства царской семьи. Для еврейской общины не может пройти незамеченным тот факт, что в процессе изучения возможности канонизации последнего императора комиссия РПЦ сняла с повестки дня вопрос о ритуальном убийстве... Очень важно, чтобы решение о канонизации в том виде, в каком оно было принято Собором, стало известно самому широкому кругу православных мiрян и священнослужителей» ("Международная еврейская газета", 2000, № 30). Комментарии излишни.

Преобладающее же мнение той части русского церковного народа, которая добивалась прославления, состоит в том, что, цитируем: «канонизация носит "половинчатый" характер. В акте о канонизации ничего не говорится о ритуальном характере убийства, что может привести к непониманию частью людей истинного смысла подвига Царственных Мучеников... И уж конечно, нас поспешили заверить, что канонизация Царя – "это не канонизация монархии", но разве монархия нуждается в канонизации, если даже на иконах Вселенских Соборов в центре восседает Император?.. Да, полной правды об истинном смысле убийства Русского Царя не было сказано, но значительная часть иерархов, священников и мiрян понимает этот смысл и не собирается отказываться от своих убеждений, несмотря на неверные мнения отдельных членов Синода» ("Черная сотня", 2000, № 7-8).

Прославление сонма Новомучеников и исповедников ХХ века также было сделано после десятилетней затяжки (а не сразу после падения богоборческого режима), под давлением снизу и лишь в ограниченном масштабе (известно гораздо большее число имен, чем 860, утвержденных Собором и позже слегка дополненных). С одной стороны, их подвигу дана в деяниях Собора верная оценка устами св. Патриарха Тихона, призвавшего верующих пострадать за дело Христово, ибо их подвиг не останется безплодным: «сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь». С другой стороны, в их число на одинаковых основаниях включены как те мученики, которые изначально отказались признать богоборческую власть и были убиты ею за мужественное противостояние ей, так и те, которые надеялись на компромиссное сотрудничество с такой властью в русле политики митр. Сергия и были убиты ею позже, в ходе выполнения "безбожной пятилетки" 1930-х годов, – но в то же время многие священномученики не удостоились прославления от МП именно потому, что отделились от "законного священноначалия" митр. Сергия. В числе таковых "непрославленных" – убитые богоборцами митрополит Иосиф (Петровых), основатель Катакомбной Церкви, ее многочисленное духовенство и множество ее чад. Тем самым в таком прославлении оказалась искажена духовная история Русской Церкви в ХХ веке и умален подвиг наиболее стойких ее мучеников и исповедников – соли Земли Русской.

Проблема "сергианства".

Проблема "сергианства" изначально была связана с проблемой Новомучеников. Ведь вопрос стоит так: или они спасли Церковь своим подвигом, или митрополит Сергий своим компромиссом с богоборцами. Но эта проблема совсем не сводится к Декларации и сотрудничеству лично митр. Сергия с "атеистической властью", как пишут ныне сторонники заметания под ковер "старых исторических споров". Власть, к "радостной" лояльности которой митр. Сергий призвал Церковь, была не атеистической, а богоборческой, причем нелояльных клириков митр. Сергий подвергал прещениям, выдавая этим на расправу – они-то и стали Новомучениками. Для них с самого начала было совершенно ясно, что компромисс с сатаной не мог "спасти Церковь", а только твердое стояние в Истине до смерти – этим своим духовным подвигом именно Новомученики, а не Сергий, спасли Её, ибо «полнота Церкви не ограничивается только верующими, живущими на земле», – напоминал в давнем (1987 года) "диалоге" с МП на эту тему зарубежный Синод.

В начатом недавно новом диалоге казалось, была найдена приемлемая для обеих сторон трактовка, выраженная в совместной резолюции историков на конференции в ноябре 2001 года в Венгрии (см.: "Трибуна русской мысли" 2002. № 1), в которой участвовал и автор этих строк. Однако из анализа посланий, которыми тогда обменялись высшие зарубежные и московские церковные власти, можно видеть, что Патриарх Алексий не был заинтересован в откровенном обсуждении спорных проблем, заявив: «По поводу обвинений нас в так называемом "сергианстве"... это искусственное обвинение и искусственный предлог»; политика митр. Сергия – «смелый шаг, которым митрополит Сергий пытался спасти Церковь», «сегодня нет никаких оснований для продолжения пребывания вне Матери-Церкви» (Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП об интервью Патриарха 5. 11. 2001).

Затем 27 мая 2002 года в ОВЦС МП состоялась альтернативная конференция одних только представителей МП на ту же тему и с той же целью – «в перспективе развития диалога Русской Православной Церкви с представителями Русской Православной Церкви за границей» ("Церковный вестник", 2002, № 14-15). Правда, диалога там уже не было. Эта московская конференция откорректировала точку зрения духовенства МП в сторону прежнего традиционного подхода: что митр. Сергий «в своих усилиях по нормализации церковной жизни был озабочен благом Церкви и делал все возможное в конкретных исторических обстоятельствах.., не изменяя вероучительным и каноническим принципам. Он... вел себя как исповедник, защищая церковные интересы». Уже раздаются голоса, чтобы и его за это причислить к лику святых. Прещения же митр. Сергием несогласных лукаво оправдываются ссылками на такую же «обычную практику» Церкви до революции (перемещение епископов под давлением властей), и т.п.

Как всю эту апологию "компромисса с сатаной" совместить с призывами первоиерарха МП к Русскому Зарубежью на юбилейном Соборе: «необходимо скорейшее преодоление разделения, порожденного исторической трагедией нашего народа в минувшем ХХ веке», – если должного урока из этой трагедии руководством МП, к сожалению, не вынесено, в чем и состоит главная причина продолжавшегося до сих пор разделения?

Думается, такое сопротивление верхов МП в вопросе "сергианства" имеет для них важную личную причину: чтобы не пересматривать устоявшегося оправдания всех своих компромиссов с коммунистической властью, в которых участвовали не только митр. Сергий, но и затем Патриарх Алексий II и многие члены его Синода. Вспомним, что в секретном отчете Совета по делам религии членам ЦК КПСС за 1974 год, подписанном В. Фуровым, митрополит Таллиннский Алексий (будущий Патриарх) был отнесен к архиереям, которые «и на словах, и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому строю... и в этом же духе воспитывают приходское духовенство, верующих» ("Вестник русского христианского движения". Париж, 1979. № 130. С. 278). Спросила ли наша делегация у Патриарха: что же это были за "дела", которыми он заслужил столь похвальную характеристику?


Следующая страница (2/2) Следующая страница

Дополнительно по данному разделу:
Уния с МП ведет к духовной катастрофе
СТАРЧЕСКАЯ НЕМОЩЬ НОВОНАЧАЛЬНЫХ
Почему необходимо покаяние в грехе сергианства
Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви?
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
ГРЕХ СЕРГИАНСТВА
СЕРГИАНСТВО КАК ЭККЛЕССИОЛОГИЧЕСКАЯ ЕРЕСЬ
Свободная часть Русской Церкви
Письма протоиерея Льва Лебедева
ЧТО ТАКОЕ СЕРГИАНСТВО


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru