Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Архив Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль, США) как источник изучения истории Русской Церкви ХХ столетия



 

     
 

[Автореферат канд. дисс.]
Цуриков Владимир, протоиерей

 

 
 

 

Архив Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль, США)

как источник изучения истории Русской Церкви ХХ столетия

 

Публикуем работу без комментариев и сокращений - редакция "Церковных ведомостей"

 

 
 
Автореферат работы, представленной протоиереем Владимиром Цуриковым в Московскую Духовную Академию на соискание учёной степени кандидата богословия. Научный руководитель — проф. А.К. Светозарский. Официальные оппоненты: доктор церковной истории, профессор протоиерей Владислав Цыпин и доктор исторических наук С.В. Мироненко. Защита состоялась 19 ноября 2010 г.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В течение восьмидесяти лет продолжалось разделение между Церковью в России и Церковью в эмиграции. С одной стороны, разделение не напоминало известный «железный занавес» - существовало общение на уровне духовенства, в СССР проникала литература, которая использовалась и в деле просвещения, и в деле преподавания. Типография Братства преп. Иова Почаевского Свято-Троицкого монастыря на протяжении многих лет издавала ряд учебных пособий для Свято-Троицкой духовной семинарии. Эти пособия, проникнув в советские годы в СССР, стали распространяться среди отечественных духовных образовательных учреждений, употребляются они и до сегодняшнего дня, переиздаются в России в многотысячных тиражах.[1]. С другой стороны, разделение было достаточно глубоким для того, чтобы препятствовать совместной исследовательской работе по истории Церкви, недоступны были и архивные источники, хранящиеся за пределами СССР.

В настоящее время представляется своевременным и актуальным комплексное изучение истории Русской Зарубежной Церкви. Исследования по истории Русской Православной Церкви Заграницей сейчас уже ведутся и приносят результаты[2].

Однако серьезное исследование невозможно провести без использования архивных документов. К сожалению, в России не было известно архивное наследие русской эмиграции. Многие фонды русской эмиграции были засекречены и недоступны не только для эмигрантов, но и для всех советских исследователей, кроме тех, кто имел специальный допуск. Это относится, прежде всего, к фонду 6343 «Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей» в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ). Данный фонд поступил в СССР после Второй мировой войны[3], но был закрыт для исследователей. Рассекречен он был только в начале 1990-х годов. Тогда же стали доступны и другие архивы русского зарубежья. Таким образом, многие архивные документы по истории отношений между Московской Патриархией и Архиерейским Синодом, ранее неизвестные исследователям, стали доступны.

Однако фонд Архиерейского Синода в Государственном архиве Российской Федерации может дать лишь картину происходившего в Зарубежной Церкви в довоенные годы. Однако и послевоенные годы также нуждаются в серьезном научном исследовании. Процессы, происходившие внутри Русской Зарубежной Церкви, невозможно оценить без изучения архивных материалов. В какой-то степени, этот пробел могут восполнить архивы русской эмиграции, например, архив Дома Русского Зарубежья им.Александра Солженицына (Москва), архив библиотеки Стэнфордского университета (Стэнфорд, США), архив Гуверовского института изучения войны, мира и революции (Стэнфорд, США)[4], архив музея Русской культуры (Сан-Франциско, США)[5], архив центра Русской культуры Амхерстского университета (Амхерст, США)[6], Бахметьевский архив Колумбийского университета (Нью-Йорк, США)[7] и другие архивы. Однако эти архивы, несмотря на несомненную помощь, которую они могут оказать историку, все же относятся к разряду светских архивов. Документов по истории Русской Зарубежной Церкви там немного, они рассеяны по различным личным коллекциям, поэтому для исследователя, разрабатывающего тему истории РПЦЗ, необходим доступ в архивы, содержащие официальные церковные документы.

Одним из таких архивов является Архив Архиерейского Синода РПЦЗ. Однако этот архив является не столько историческим, сколько ведомственным архивом, и доступ туда ограничен. Опись данного архива помещена в приложении к данной диссертации.

Другим архивом является Архив Свято-Троицкой духовной семинарии (СТДС) в Джорданвилле[8], который в течение долгого времени не был разобран. По этой причине описание этого архива является делом своевременным и актуальным. Более того, в связи с систематизацией Архива СТДС часть архивных коллекций Архива Архиерейского Синода РПЦЗ начинают в последнее время поступать в Архив СТДС. Таким образом, в сентябре 2010 г. из синодального архива поступила коллекция архивных документов, связанных с перемещенными лицами после Второй мировой войны (объем архивной коллекции – 10 коробок еще не полностью описанного материала). Материалы поступают не только из синодального архива, но и из епархий. В июне 2010 г. из Западно-американской епархии Русской Зарубежной Церкви было получено архивное собрание документов, связанных с пребыванием Царской семьи в заточении в Тобольске и на месте их зверского убиения в Екатеринбурге.

Новизна темы исследования состоит в том, что впервые архив СТДС был систематизирован и прошел научное описание архивных фондов. Попыток описать Архив Свято-Троицкой семинарии до настоящего времени никогда не предпринималось. Первая попытка описания определенных архивных коллекций была проделана в 2002 г. В результате был создан список ограниченного количества фондов, включающий общие сведения об отдельных коллекциях. Однако доступ в архив был закрыт исследователям, и подробные описи фондов не существовали. В июне 2007 г. Свято-Троицкая духовная семинария начала 18-месячный совместный проект с Гуверовским институтом при Стэнфордском университете микрофильмирования фондов архива СТДС, в результате чего были составлены подробные описи целого ряда фондов и начата постепенная систематизация архива. Документы архива практически еще не введены в научный оборот. Более того, до недавнего времени немногие исследователи имели представление и о самом составе этого архива. Предпринятый труд закрывает данный пробел.

Со времени окончания проекта микрофильмирования 29-ти коллекций некоторые исследователи имели возможность ознакомиться с этими фондами. В последние годы семинарский архив посещали исследователи из России, США и Канады. Часть описанных и микрофильмированных фондов становится доступным и исследователям в Российской Федерации. 17 сентября 2010 года в Москве в рамках юбилейных торжеств, посвященных 90-летию Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), состоялся обмен копиями документов между Государственным архивом России и Свято-Троицкой семинарией в Джорданвилле. Директор ГАРФ С.В.Мироненко и автор диссертации обменялись копиями ряда фондов. Среди переданных семинарии - копии фондов Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ), Синода Русской Зарубежной Церкви (1921-1945), митрополита Евлогия (Георгиевского). В обмен Государственный архив получил копии документов коллекций, хранящихся в архиве семинарии: фонд В.К. Абданк-Коссовского (1885-1962), П.Н. Краснова (1869-1947), С.В. Денисова (1900-1966), Русского Обще-Воинского Союза. Обмен этих ценных архивных материалов явился результатом установившегося плодотворного сотрудничества СТДС с ГА РФ. Плодами этих научных связей стали совместные историко-документальные выставки: одна из них была посвящена личности митрополита Антония (Храповицкого), которая состоялась в Джорданвилле в 2006 году, другая - памяти дочери великого князя Константина Константиновича, княжны Веры Константиновны, которая была открыта в мае 2007 года в Государственном музее-заповеднике «Павловск».

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что сведения о составе и содержании материалов архива, введенные в научный оборот, могут быть использованы при написании научных трудов, методологических и учебных пособий, преподавании таких дисциплин, как история отечества, история Русской Православной Церкви, история русской эмиграции. В данной работе опись архивов не является приложением, а является неотъемлемой частью самой исследовательской работы. Аналогичная работа была представлена, например, в диссертации священника П. Павлова «Обзор фонда Казанской духовной академии ЦГИА ТАССР, ф. 10/2».

Настоящая диссертация стала результатом многолетней исследовательской работы в архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле.

Значимость предпринятого труда обусловлена и наличием в архиве фондов, не имеющих прямого отношения к церковной жизни, но, тем не менее, имеющих непосредственное отношение к жизни русской эмиграции. Диссертационное исследование может помочь исследователям в изучении не только церковной, но, в известной степени, и светской истории Русского зарубежья.

Практическая значимость настоящего исследования состоит также в том, что настоящее исследование можно будет использовать в качестве путеводителя по архиву Свято-Троицкой духовной семинарии.

Цель исследования. Составление описей материалов, хранящихся в архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, и изучение проблем, связанных с описанием, систематизацией и составлением описей.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи. 1. изучить хранящиеся в архиве Свято-Троицкой духовной семинарии документальные материалы; 2. систематизировать изученные материалы; 3. провести фондирование материалов, то есть распределить документы, относящиеся к фондообразующему учреждению или конкретной личности; 4. создать научно-справочный аппарат к фондам; 5. обеспечить сохранность всех материалов.

Объект исследования. Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле.

Предмет исследования. Материалы, находящиеся на хранении в архиве.

Апробация работы. Основные положения диссертации были отражены автором в научных публикациях[9], а также в докладах на конференциях[10]. В дальнейшем планируется издание данной описи, документальные публикации[11], учебные курсы.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений. В первой главе изложена история Свято-Троицкой духовной семинарии, обозначена ее роль в деле сохранения архивного наследия русского зарубежья. Во второй главе говорится об истории формирования архива Свято-Троицкой духовной семинарии и основных фондов этого архива. Третья глава приводит обзор описанных фондов архива. Четвертая глава представляет собой подробные описи микрофильмированных фондов Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Фонды, не вошедшие в проект микрофильмирования, еще не описаны подробно, но перечисляются в третьей главе. В отдельных случаях приводится краткая информация об этих коллекциях.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, цель и задачи исследования. Здесь также задаются хронологические рамки, характеристика степени научной разработанности темы. Определяется источниковая база исследования, научно-практическая значимость исследования, его апробация.

Первая глава – «История Свято-Троицкой духовной семинарии».

Глава посвящена вопросам, связанным с возникновением, строительством Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, а также с основанием в этом монастыре духовной семинарии, которая с 1940-х годов стала единственным высшим духовным учебным заведением Русской Православной Церкви Заграницей. В главе говорится о преподавательском составе семинарии, ее руководителях, учебном процессе.

Вторая глава – «История формирования Архива Свято-Троицкой духовной семинарии».
 
В этой главе идет речь об архиве семинарии, истории его создания и пополнения, о роли в создании архива Владимира Самарина, который пожертвовал семинарии свой личный архив . Именно В. Самарин в 1983 г. обратился с призывом к русской эмиграции передать личные архивы в монастырь для создания единого свода документов по истории русского рассеяния в ХХ веке. В главе рассказывается об истории пополнения архивных фондов, как поступали в него те или иные документы. В главе обращается внимание на фонды церковных историков, а также архиереев и священников Русской Православной Церкви. Кроме того, даются сведения о том, как поступали в архив материалы по истории самого Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Хотя архив СТДС является прежде всего церковным архивом, в него стали поступать документы, относящиеся к жизни и деятельности политических деятелей русской эмиграции, например, генералов П.Н. Краснова, С.В. Денисова, а также политическим организациям – Русскому Обще-воинскому союзу, Корниловскому ударному полку, Суворовскому кадетскому корпусу, объединению Первопроходников и др.

Третья глава – «Фонды архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле» состоит из шести параграфов.

В параграфе № 1 содержится краткий обзор фондов данного архива. Здесь идет речь о характере фондов, которые делятся на разные категории. Так, например, есть фонды личного происхождения и фонды организаций. Кроме того, выделяются фонды, прошедшие научное описание и микрофильмирование, прошедшие только описание, но не микрофильмированные, неописанные фонды, которые по этой причине пока закрыты для исследователей.

В этом параграфе затрагиваются также вопросы исчисления архивных документов, которые даны в диссертации по американским архивным стандартам. Так, например, в американской системе единицы хранения[12] не указывается, а приводится количество папок, где может быть одна единица хранения или множество в зависимости от конкретной папки. Исследователи используют принятую форму ссылки при цитировании документов, хранящихся в архивах США: название фонда, номер коробки, номер папки и название документа.

В параграфе № 2 говорится о фондах, прошедших описание и микрофильмирование. Здесь дается подробное описание каждого фонда, а также приводятся биографические данные о деятелях русской эмиграции, которым посвящены эти фонды. Всего представлено 30 коллекций. К каждой из них дается описание.

Параграф № 3 достаточно небольшой по своему объему, посвящен не разобранным фондам, которые предстоит разобрать в будущем.

Параграф № 4 посвящен описанию архивов различных организаций русского рассеяния – церковных, военных и светских. Таких фондов 13.

Параграф № 5 относится к архивам священнослужителей русской эмиграции. Всего 23 коллекции. Для некоторых лиц даны краткие характеристики, приведены биографические данные.

В параграфе № 6 говорится об архивах частных лиц. Таких коллекций 45. Здесь также даны биографические справки и характеристики материалов.

Четвертая глава представляет собой опись Архива Свято-Троицкой духовной семинарии и является основополагающей частью диссертации.



В Заключении подводятся итоги данной работы. Главным итогом является составление архивной описи архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. В ходе работы было сформировано 111 фондов, выявлено более 65 тысяч новых документов.

В Приложении опубликована опись архива Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.



Основные положения диссертации получили отражение в следующих публикациях:

1. Цуриков В. А. Наследие княжны Веры Константиновны в коллекциях Джорданвилля // Княжна Вера Константиновна. К 100-летию со дня рождения. Санкт-Петербург, 2007.

2. Цуриков В., диакон. Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий) и его служение Русской Церкви в изгнании // Митрополит Антоний (Храповицкий) – Архипастырь Русского Рассеяния. Джорданвилль, 2006. С. 33 – 37.

3. Цуриков В., диакон. К вопросу об архивном наследии зарубежного Православия // Новый Журнал. 2005. № 241. С. 312-316.

4. Цуриков В., диакон. Джорданвильский во имя Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия, том XIV. 539-544 (2007). (совместно с Д.П. Анашкиным).

4. Цуриков В., протодиакон. Проект микрофильмирования ряда архивных коллекций Свято-Троицкой духовной семинарии // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2009. № 1 (25). С. 2-6.

5. Tsurikov V. ‘Hidden Slavica: Collections of Slavic Religious, Ethnic, and Cultural Materials at Holy Trinity Seminary and Monastery,’ in A. Shmelev, ed. Slavic and East European Information Resources. Tracking a Diaspora: Emigrés from Russia and Eastern Europe in the Repositories. Vol. 7, No. 2/3. 29-48 (2006).


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Среди наиболее известных пособий – Архиеп. Аверкий (Таушев). Четвероевангелие; Апостол; и Литургика; Иером. Алипий (Гаманович). Грамматика Церковнославянского языка; И. М. Андреев. Апологетика; Иеромонах Андрей (Эрастов). Церковнославянский язык; Н. Д. Тальберг. История Церкви; и История Русской Церкви; Протопр. Михаил Помазанский. Догматическое богословие; Прот. Серафим Слободской. Закон Божий.

[2] Беляева А. Русская Православная Церковь за границей 1919-1926. Дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Ярославль. 1998.; Катаев А. Московская Патриархия и церковные разделения за рубежом и в СССР в 1922 – 1946 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М, 2006; Косик В. Русская Церковь в Югославии (20 – 40-е гг. ХХ века). М. 2000; Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. М. 2007; Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь и Патриарх Тихон. 1920 – 1925. Дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М.: РАГС. 2007; Попов А. Российское православное зарубежье. М. 2005; История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917 – 1933). Мюнхен. 2002; Seide G. Verantwortung in der Diaspora: die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland. Munchen. 1989, Seide G. Geschichte der Russischen Orthodoxe Kirche im Ausland von der Grundung bis in die Gegenwart. Wiesbaden. 1983. и др.

[3] См. Петрушева Л. И. Документы Государственного архива Российской Федерации о Русской Православной Церкви Заграницей и митрополите Киевском и Галицком Антонии (Храповицком) // Митрополит Антоний (Храповицкий) – Архипастырь Русского Рассеяния. Каталог выставки. С. 43-45. Джорданвилль, 2006; Шкаровский М. Нацистская Германия и Православная Церковь: нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. Москва, 2002.

[4] Архив библиотеки Стэнфордского университета содержит часть архива еп. Григория (Граббе), переданного А. Г. Шатиловой после смерти её отца.

[5] Среди церковных коллекций архива музея Русской культуры – архив игумении Ариадны, свящ. Александра Самойловича, свящ. Иннокентия Серышева и свящ. Давида Чубова. Эти коллекции доступны также в архивах Гуверовского института и Свято-Троицкой духовной семинарии в виде микрофильмов.

[6] См. архив Иоанна (Шаховского), архиеп. Сан-Францисского и Западно-Американского.

[7] См. например архивы архиеп. Сергия, и свящ. Иннокентия Серышева.

[8] В этот архив также входят фонды, сохранённые Свято-Троицким монастырем, который не располагает собственным архивом.

[9] См. например: Цуриков В., протодиакон // Проект микрофильмирования ряда архивных коллекций Свято-Троицкой духовной семинарии // Листок Свято-Троицкой семинарии, № 1 (25), 2-6, 2009; и Цуриков В. А. Наследие княжны Веры Константиновны в коллекциях Джорданвилля // Княжна Вера Константиновна, к 100-летию со дня рождения. Петрониус Санкт-Петербург, 2007; 'Hidden Slavica: Collections of Slavic Religious, Ethnic, and Cultural Materials at Holy Trinity Seminary and Monstarey,' in A. Shmelev, ed. Slavic and Easter European Information Resources. Tracking a Diaspora: Emigres from Russia and Eastern Europe in the Repositories. Vol. 7, No. 2/3. 29-48, 2006; Цуриков В., диакон // Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий) и его служение Русской Церкви в изгнании. Митрополит Антоний (Храповицкий) – Архипастырь Русского Рассеяния. 35-37. Джорданвилль, 2006; и Цуриков В., диакон. К вопросу об архивном наследии зарубежного Православия // Новый Журнал, № 241, 312-316. Нью-Йорк, 2005.

[10] 'Сохранение исторического наследия русского зарубежья в архивных фондах Свят-Троицкой духовной семинарии', СпбДА, Научно-богословская конференция, Санкт-Петербург, 10 октбря 2009; 'Treasures Hidden in Plain Sight: The Challenge of Providing Access to Uncatalogued, Underprocessed, or Little Known Archival and Book Collections' (круглый стол), American Association for the Advancement of Slavic Studies, Philadelphia, PA, 22 ноября 2008; 'Imperial Legacy in the Collections of Holy Trinity Seminary,' Center for Russian East European and Eurasian Studies, Stanford University, 23 октября 2008; 'Romanov Provenance in the Jordanville Collection,' Russian Art and Russian Studies in America 1917-1945, The John Sloan Dickey Center for International Understanding, Dartmouth College, 2 октября 2008; 'Contemporary Russian Orthodoxy: Religion, Politics and Diasporic Identities' (круглый стол), American Association for the Advancement of Slavic Studies, AAASS, Washington, D.C., 17 ноября 2006; 'Hidden Slavica: Non-University Collections of Slavic Religious, Ethnic, and Cultural Materials' (круглый стол), American Association for the Advancement of Slavic Studies, Boston, MA, декабрь, 2004; 'Russian and East European Resources in the Collections of Holy Trinity Seminary,' совместное выступление с Едуардом Касинцем в здании Архиерейского Синода РПЦЗ, апрель 2004.

[11] Первый значительный шаг в направлении раскрытия научных и архивных ресурсов архива Свято-Троицкой духовной семинарии был сделан в 2007 году, в год подписания акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ. К торжеству подписания акта Свято-Троицкая семинария совместно с Московскими духовными школами и издательством Троице-Сергиевой лавры выпустили издание Библейского словаря Н. Н. Глубоковского, машинопись которого долгие годы хранилась в архиве СТДС. Издание имело историческое значение, ибо являлось первым совместным издательским проектом Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, и результатом сотрудничества Московских духовных школ со Свято-Троицкой духовной семинарией.

[12] При составлении этих описей автор следовал следующим стандартам DACS - Describing Archives: A Content Standard. Chicago, IL, 2004.

http://www.bogoslov.ru/


Дополнительно по данному разделу:
«Милость Моя исцелит тебя…»
Индульгенции в истории Греческой Церкви
Церковное сопротивление в СССР
Ватикан и Россия
Ватикан и большевицкая революция
Русская Церковь в Белой борьбе
КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Движение "непоминающих" и Московская патриархия
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

Фоторепортаж с Епархиального Собрания Омско-Сибирской Епархии РИПЦ (2013 г.)

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru