Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


СМЫСЛ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА

Епископ Савватий (Безкоровайный)

 

СМЫСЛ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ХРИСТИАНИНА

 

Христианское совершенство и заповедь Божия о нем. Взаимосвязь внешнего и внутреннего делания. Лицемерие. Источники греха. Духовное бодрствование. Церковь – источник благодатных даров. Доступность спасения. Ответственность нашего времени.

 

Христианское совершенство, как учат нас святые отцы, состоит в сближении с Богом и пребывании в единении с Ним. Иными словами – в стяжании Духа Святого, как говорит преподобный Серафим Саровский. Господь наш Иисус Христос в Евангелии дает такую заповедь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», а также: «Да будут чресла ваша препоясаны и светильники горящи». По учению святых отцов, препоясание чресл – это внешние подвиги, а светильники горящие – это внутреннее, сердечное делание. И одно без другого неугодно Богу, поэтому христианин должен упражняться во всех добродетелях или хотя бы стремиться к этому, ибо Господь «и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит», как говорит святой Златоуст. Нравственная жизнь христианина – это подвиг во внешних добродетелях, и смысл этой жизни должен исходить из одного благоугождения Богу. Или, по крайней мере, из желания получить небесные блага или избежать вечных мучений, смотря по тому, на какой духовной ступени находится подвизающийся: стал ли он сыном Божиим по благодати или же пока является лишь Его наемником или рабом.

Можно вести и внешне исправную жизнь, но делать это по лицемерию, тщеславию или ради каких-либо личных выгод. К таким людям могут быть отнесены грозные слова Спасителя, которыми Он обличает книжников и фарисеев за их показную праведность и оставление важнейшего в законе: суда, милости и веры. Поэтому Он и заповедал апостолам беречься закваски фарисейской.

Источниками греховных искушений, по учению святых отцов, являются: мiр, лежащий во зле, плоть человека, похотствующая на дух, и диавол, как лев, ищущий кого поглотить. Поэтому христианин должен непрестанно и мужественно подвизаться в делах добродетели, и за малые, по сравнению с вечностью, труды получит нескончаемые блага. Апостол говорит: «Недостойны страсти нынешняго века к хотящей славе явитися в нас», поэтому нужно терпеливо и без ропота принимать приключающиеся разные невзгоды.

Однако, такие основные орудия в борьбе с грехом, как ненадеяние на себя, надежда на Бога, внешние подвиги и молитвы являются недостаточными для спасения души, если человек находится вне Церкви или очень редко пользуется Ее благодатными дарами, хотя и имеет такую возможность. Господь наш Иисус Христос сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже», а самым теснейшим образом мы соединяемся с Ним в таинстве Причащения: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Этим и можно объяснить то, что в древности христиане были так тверды и мужественны, что Церковь первых веков с честью перенесла все испытания эпохи языческих гонений. Они не просто часто приобщались Святых Таин, а были внутренне едины со Христом. Из недавнего времени в пример можно взять святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, о котором известно, то он ежедневно приобщался Святых Таин, за что Бог и прославил его святостью жизни, нетлением мощей и множеством чудес. Ибо в Господе для нас всё: сила – для изнемогающих, свет – для омраченных житейскими страстями, мир – для мятущихся, милость – так как все мы без исключения нуждаемся в помиловании.

Господь доступен всем по милосердию Своему. Он любит праведных и милует грешных, ожидая их обращения. Никто не должен думать, что для получения блаженства нужно нести особые подвиги поста, бдения, молитвы, девства, ибо они предназначены для тех, кто может их вместить. Все же остальные люди должны следовать царским путем: с одной стороны – не брать на себя чрезмерных, непосильных для них, подвигов, а с другой – не впадать в уныние и не отчаиваться в спасении, совсем оставляя внешнее делание. «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию», – учит святой апостол Павел. Необходимо лишь неуклонно исполнять свои обязанности к Богу, ближним и самому себе, ибо заповеди Божии не тяжки, – и Господь спасет такого человека Своею благодатию. Нужно внутреннее, сердечное расположение к добру, ибо Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека. Лицом он может быть, как фарисеи, добродетельным, а в сердце – присполненным злобой, неприязнью и осуждением ближних. Господь кротко призывает всех хотящих работать Ему: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть».

Особенно важно нести подвиг христианской жизни в наше предапокалиптическое время, во время почти всеобщей апостасии, развращения нравов и падения моральных устоев. В одном древнем Патерике говорится о том, что спросили однажды некоего авву ученики о святых последних времен, и он ответил им, что они будут выше древних подвижников. И это понятно, почему: жизнь сейчас стала ненормальной, соблазны для ревнующих о спасении встречаются на каждом шагу, многие грехи, о которых еще недавно стыдно было вслух и говорить, прочно вошли в повседневную жизнь большинства людей и стали нормой. Поэтому важно осознать, како опасно ходим: «дние бо лукави суть», а по меткому выражению отца Серафима (Роуза), «уже позже, чем мы думаем».

Нужно поставить себя в известные рамки, определив для себя как бы обязательный минимум духовных занятий и молитвы, – разумеется, соответственно уровню своего духовного развития, – и от этого уже не отступать. Например, ежедневное чтение выдержек из святых отцов, особенно позднейших, таких как Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, будет своего рода духовной прививкой против обмiрщения. Также – как можно чаще приступать к таинствам Исповеди и Причащения. Ибо без этого трудно будет устоять против духа мiра сего, который проникает даже в Церковь. Нужно, с Божией помощью, нести подвиг благочестивой христианской жизни в условиях всемiрного отступления, и тогда, по слову Господа «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видев ваша добрая дела, прославят Отца вашего иже на небесех». Ибо мы имеем Его обетование: «Се Аз с вами есть во вся дни до скончания века».

Вера и Жизнь (Чернигов). - 2010. - №1-2 (16-17). - С. 41-43. 


Дополнительно по данному разделу:
Двери покаяния
Согласование Евангельских сказаний о Воскресении Христовом
Торжество Православия
О постничестве
Слово в Прощенное воскресенье
Канон Св. Андрея Критского как призыв к покаянию
Слово о покаянии
О Великом Посте
Беседа с рабом Божиим Иосифом Муньоз (из архива редакции)
"МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ ЗА ХРИСТА"


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

Фоторепортаж с Епархиального Собрания Омско-Сибирской Епархии РИПЦ (2013 г.)

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru