Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Священномученик Петр, Архиепископ Воронежский. К восьмидесятилетию мученической кончины

Инокиня Татиана (Спектор),
доктор филологических наук,
Леснинский монастырь Пресвятой Богородицы,
Франция

 

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЕТР, АРХИЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ

(к восьмидесятилетию мученической кончины)

 

 

Архиепископ Петр принял Воронежскую кафедру в феврале 1926 года, по кончине Митрополита Владимiра (Шимкевича, +1925). Владыка Петр рассказывал, что ему были предложены на выбор две кафедры: Нижегородская и Воронежская. Он выбрал Воронеж, потому что всегда любил воронежских святителей Митрофана и Тихона и непрославленного святителя Антония (Смирницкого), чья канонизация не состоялась из-за революции.

Впервые Владыка Петр приехал Воронеж 16/29 июля 1925 г., чтобы помочь Митрополиту Владимiру в борьбе против обновленцев, ставку на которых сделали большевицкие власти, когда им не удалась попытка разрушить Церковь в Воронежской епархии путём «изъятия церковных ценностей». Воронежская епархия увидела истинное лицо советской власти уже в 1918 г., когда был расстрелян крестный ход. Летом 1919 г. в ЧК замучили иноков Митрофановского монастыря и других священнослужителей, чьи тела (числом 14), со следами истязаний, были отрыты корпусом генерала Шкуро в сентябре. Следующей жертвой режима стал Архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Василий Варсонофьевич Никаноров, 1855-1919), повешенный на царских вратах Благовещенского собора.

С помощью ГПУ, к маю 1922 г. обновленцы заняли три четверти храмов Воронежа, и ГПУ организовало собрание духовенства, на котором 35 священников решили выйти из повиновения Патриарху. Председателем собрания был протоиерей Т.Д. Попов, ближайший советник Архиепископа Воронежского Тихона (Василевского) и секретный осведомитель ГПУ. В 1923 г. значительная часть Воронежского духовенства и верующих решила вернуться в лоно Церкви. Патриарх принял их в каноническое общение и утвердил во главе епархии викария – Епископа Владимiра, который получил титул Митрополита. Однако, престарелый Митрополит не справлялся с натиском раскольников. Новоназначенный викарий, Епископ Митрофан (Поликарпов, 1871-1934), был почти сразу же арестован и выслан. В таких обстоятельствах оказался Архиепископ Петр, когда принял Воронежскую епархию. Новый глава епархии был к этому времени уже заметной фигурой послереволюционной церковной жизни: назначая его в Воронеж, заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола Митрополит Сергий (это было до Декларации 1927 г.) сказал, что направляет в Воронеж первого проповедника Московской митрополии.

Отец Архиеп. Петра - прот. Константин Зверев

Владыка Петр (Василий Константинович Зверев, 1876-1929) родился в Москве 18 февраля 1876 г. Его отец, протоиерей Константин, служил в Московском кремле и был духовником великой княгини Елисаветы Феодоровны. В 1895 г. Василий окончил гимназию, затем 3 года учился в Московском университете и завершил высшее образование в 1902 г. в Казанской духовной академии. В 1909 г. он принял монашеский постриг и сразу стал настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Белёве, Тульской епархии. Монастырь был в упадке, служба убогая, храм пустовал, но новый настоятель всё изменил: его прекрасные проповеди, внимание к службе, воскресные беседы, новогодние молебны с раздачей «благословенных хлебцев», обеды для нищих привлекли в храм весь город. Ирина Картавцева вспоминает: «Церковь горит, сияет от лампадочек /…/ и свечей, непрестанно ставимых богомольцами…. И он, наш дорогой, незабвенный пастырь, стоит посреди, и все мы, от мала до велика, стремимся стать поближе к нему, сплотиться вокруг него. /…/ Вот где Церковь Христова! Вот кто настоящий пастырь! С ним не страшно умереть хоть сейчас: он всех нас поведёт за собой в Царство Небесное».

Епископ Петр (Зверев)

В 1917 г. Синод перевёл о. Петра, уже в сане архимандрита, в тверской Успенский монастырь. В декабре тверская Губчека взяла его в качестве заложника, но вскоре выпустила. В 1919 г. о. Петр был хиротонисан во Епископа Балахнинского с резиденцией в Нижнем Новгороде и опять арестован – по обвинению «в разжигании религиозного фанатизма». Освободили его по заступничеству верующих. В 1921 г. Епископ Петр вернулся в Тверь уже главой епархии, но вскоре опять был арестован и выслан в Туркестан на два года. Гонения и страдания, постигшие его, были безвинным мученичеством за веру, потому что Епископ Петр был лоялен к властям. Вот выдержка из его Обращения к духовенству Тверской епархии: «…Напоминаю духовенству быть абсолютно аполитичным и все свои силы и способности посвящать исключительно церковной деятельности. Всякое нарушение сего моего распоряжения не только может причинить духовенству неприятности со стороны гражданской власти, но и с моей стороны будет вызывать решительные меры взыскания». В 1924 г. ссылка кончилась, и иерарх вернулся к активной деятельности, в том числе, какое-то время управлял Московской епархией.

Архиепископ Петр (Зверев)

В Воронеже Владыку сразу полюбили. Когда он служил, в церкви было так тесно, что нельзя было поднять руку, чтобы перекреститься. Если же это удавалось, то невозможно было её опустить. После службы Владыка часто беседовал с народом. Он был исключительно приветлив, внимателен, ласков, всех любил. Обычным его обращением, и письменным, и устным, было «Родные мои!» 

10/23 ноября 1925 г. Владыку вызвали в Москву, на Лубянку, к большевицкому руководителю противоцерковными делами Евгению Тучкову. Владыка говорил тем, кто приходил прощаться с ним, что почти все его вызовы и аресты приходились на это число. В канун Рождества скончался Митрополит Владимiр, и Владыка Петр прибыл 28-го на похороны. Похоронили Владыку Владимiра в нижней церкви Алексеевского монастыря, который был разрушен через шесть лет, в 1931 г., и всё духовенство уничтожено. В нижнем храме был устроен гараж, в верхнем – общежитие. Что сталось с могилкой Владыки, неизвестно.

Архиепископ Петр (Зверев)

Когда в феврале 1926 г. Архиепископ Петр принял Воронежскую кафедру, то выяснилось, что он не только прекрасный оратор и проповедник, но и сторонник строгого следования церковному уставу. Службы длились несколько часов, потому что всё вычитывали и выпевали полностью, но никто и не думал уходить из церкви до конца службы. Владыка очень торжественно обставлял свои богослужения и служил очень красиво. Часто, стоя на кафедре, он сам запевал «Хвалите имя Господне», и пела вся церковь полностью оба псалма афонским напевом. После служб шла безконечная очередь под благословение, а народ пел разные песнопения и тропари. Рабочие добровольно помогали держать порядок: удерживали напор толпы на кафедру, сдерживали толпы, когда Владыка приезжал или уезжал.

При Владыке Петре в Воронеже началось поголовное возвращение из обновленчества. Принятие в Православие он совершал очень торжественно: пелась хвалебная песнь «Тебе Бога хвалим», а кающиеся с амвона приносили покаяние Владыке, который стоял на кафедре, и всему народу. Во всех возвращающихся церквах Владыку встречали крестным ходом при огромном стечении народа. Обновленцы возмущались всем происходящим, называя это «петрозвериадой», и Владыку стали вызывать по вечерам в ГПУ и милицию, которая находилась недалеко от его дома. В ответ на это рабочие стали провожать Владыку со служб до дома.

В августе 1926-го Владыку вызвали на допрос, и за ним отправилась после службы вся церковь, около 300 человек, ждали молча на улице около здания, но потом приехал отряд конной милиции – на лошадях въезжали в толпу и разгоняли. С этого времени дом Владыки стал местом паломничества прихожан. В октябре 1926-го из толпы, сопровождавшей Владыку на пути в милицию, кричали: «По колено в крови будем, а Епископа не дадим!» Последней каплей в чаше терпения ГПУ была телеграмма рабочих в защиту Владыки, направленная в адрес партийной конференции. Ответом на эту телеграмму стало «собрание безпартийных рабочих» 14 ноября, осудившее авторов телеграммы. Одновременно местная газета выступила с призывом «разобраться в провокаторских действиях» «царского слуги Зверева». Это был сигнал к действиям: 15 ноября Владыка служил последний раз – на следующий день его и несколько «сообщников» арестовали, обвинив в «антисоветской агитации и пропаганде». 7 марта 1927 г. следствие завершилось, Архиепископ своей вины не признал, и приговор был вынесен заочно: 10 лет лишения свободы.  

После тюрьмы, этапов и Кемского лагеря, Владыка Петр уже весной 1927 г. был на Соловках, где работал сторожем и дворником. Там он написал акафист преп. Герману Соловецкому. О пребывании Владыки в лагере вспоминают: «Он и с метлой в руках и в роли дворника внушал благоговейное уважение. /…/ Сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издёвку над заключёнными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия, на что он отвечал, как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением». В январе 1928 или 1929 Владыка Петр был отправлен на Анзерские острова – «на тиф», где вскоре заболел и скончался 25 января (в некоторых источниках сказано: «скончался мученически – был заморожен»). Похоронили его в общей могиле. Заведующий местным лагерем, татарин, был в отсутствии. Вернувшись, он страшно возмутился и приказал вырыть «самого главного попа», одеть в архиерейское облачение и похоронить в отдельной могиле.  

Архиепископ Петр (Зверев)

Когда Владыка умирал на островах от тифа, заключённый мiрянин Осоргин вызвался привезти Святые Дары. Анзер отделяется от монастыря проливом в 12 км, и в январе сообщения не бывает. Осоргина отговаривали – очень опасно, и Владыка всё равно без сознания. Но Осоргин пробрался на лодке среди льдин и привёз Дары. Владыка на самый короткий момент пришёл в сознание, принял Дары и скончался. 

Относительно того, что Владыка Петр якобы отошёл на Соловках к сергианцам, – слухи эти ложные, чему есть много свидетельств. В одном из них, Письме из ссылки протоиерея Иоанна  Андриевского (1875-1961, в монашестве Иларион), антисергианца и катакомбника, сказано: «Благодарю за копию письма дедушки (Архиепископа Петра). Оно очень меня порадовало и утешило. С Вашим анализом и пониманием его содержания не могу и я не согласиться. /…/ Приятно убеждаешься, что он наш и с нами. Какие же могут быть ещё другие разговоры вокруг его имени и какие основания у отошедших заявлять, что “совесть их спокойна, так как они идут по стопам нашего любимого”? /…/ Это заявление есть поклёп обиднейший и тяжко грешный, рассчитанный на то, чтобы его авторитетом склонить верующих и прикрыть им свой грех. /…/  Да упокоит Господь его душу в селениях праведных. Мы должны горячо молиться о нём как послужившем до конца нашему спасению своими скорбями, испытаниями, молитвами и смертью в пустынном месте. Удивительное дело – в своей обычной молитве о нём за три-четыре месяца до его смерти я почувствовал какую-то особую лёгкость при возношении его имени, и всё это время так было легко и сладко молиться за него. /…/ Это обстоятельство /…/ показало, что он наш и с нами. Это какое-то было дивное внутреннее знамение. А последующие известия /…/ с несомненностью уже внешним образом подтвердили это». 

Другим свидетельством верной позиции Владыки Петра по отношению к сергианству, хотя и косвенным, может служить Послание от 9/22 января 1928 г. Епископа Алексия (Буй, 1892-1937), управлявшего Воронежской епархией с февраля 1927 до ареста в 1929. Вот выдержка из Послания: «…Мы к великому нашему прискорбию обнаружили в последних деяниях заместителя патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Нижегородского, стремительный уклон в сторону обновленчества, превышение прав и полномочий, предоставленных ему, и нарушение свв. канонов. /…/ Вполне разделяя мнения и настроения верных православных иерархов и своей паствы, отныне отмежёвываюсь от митрополита Сергия, его неканонического Синода и деяний их, сохраняя каноническое преемство через патриаршего местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого. /…/ Заместителя патриаршего местоблюстителя высокопреосвященнейшего Иосифа выбираю своим  высшим духовным руководителем…»   

Трагическую судьбу архиепископа Петра разделили все, кто последовал ему на воронежской кафедре: Епископ Алексий, Архиепископ Захария (Лобов, 1865-1936?), архиепископ Петр II (Соколов, 1863-1937). В 1940 г. была закрыта последняя церковь в Воронеже, и на свободе не осталось ни одного священника.

Память о Священномученике Петре всегда бережно хранилась в катакомбных общинах на Воронежчине. Хранится она и сейчас, когда с началом 1990-х гг. катакомбные общины в г. Воронеже стали служить открыто в женской обители Иверской Иконы Божией Матери и приходе «Взыскание погибших» Русской Истинно-Православной Церкви.

 

По материалам:

Ÿ         Протопресв. Михаил Польский, сост. Новые мученики российские. Второй том собрания материалов. Jordanville: Holy Trinity Monastery. 1957: стр. 48-69.

Ÿ         Ирина Картавцева. «Владыка Петр». Домострой. №№32-42, 1993.

Ÿ         Александр Акиньшин. «Святитель Петр Воронежский». Православная жизнь. №537. Октябрь 1994: стр. 3-11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Катакомбный исповедник иерей Григорий Сокрута (+1993 г.)
Святоотеческая мудрость отца Серафима (Роуза)
ПАТРИАРХ ТИХОН
О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.)
Тайна личности Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) и его значение для Православного Славянства
Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого)
Канон Святителю Антонию Киевскому, Первоначальнику Русския Зарубежныя Церкве
Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского)
Краткое жизнеописание Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru