Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


МУЧЕНИЧЕСТВО КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО О ВЕРЕ

Светлана Авласович (Шумило), г. Омск

 

Собор Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Служба совершается в ближайшее воскресенье к 25 январю ст.ст.

 

 

Мученичество как свидетельство о вере

 

В преддверии памяти Новомучеников и Исповедников Российских задумаемся об их подвиге, вникнем в суть слова “мученик”. Оно отправит нас в первые века нашей эры, в эпоху гонений на христиан. Новомученики и Исповедники Российские шли путем тех древних мучеников, повторяли их подвиг и получали от Бога те же венцы.

Самый большой сонм мучеников дали первые четыре века нашей эры, когда Римская империя воздвигла страшные гонения на христиан. Языческий мiр не понимал и не принимал новую для него религию. Церкви приходилось скрываться в катакомбах, уходить за город, устраивать богослужения в ночные часы, чтобы уберечься от преследователей.  В то время каждый, становясь христианином, с первых дней должен был внутренне готовиться к близкой смерти за Христа, так как смертные казни христиан были обычным делом.

Причиной ожесточенных гонений была не столько сама религия, сколько тот совершенно непонятный для язычников образ жизни и мысли, которого придерживались христиане. Во-первых, настораживали их собрания, куда не допускались неверные и где совершались какие-то доселе не знакомые «тайные вечери» или «вечери любви». Долгое время в народе жил слух, когда-то распространенный иудеями, что христиане убивают младенцев и причащаются их крови. И хотя слух этот неоднократно опровергался, настороженное отношение к христианам оставалось. Во-вторых, члены христианской Церкви не участвовали в языческом культе, бывшем в Римской империи официальной государственной религией. В определенные дни года полагалось приносить жертвы идолам, и принесение жертвы было актом подтверждения своей верности императору. К первым векам нашей эры античная религия по сути дела изжила себя. Поклонение Зевсу, Афине, Аполлону утратило свое внутреннее значение, это был культ без содержания, культ ради культа. Никто не верил, но все поклонялись, и это было удобно властям. Император официально считался  божественной личностью, и главное почитание приходилось на его долю. Делались статуи или изображения кесарей, перед ними воскуряли фимиам и поклонялись им, как богам. Непоклонение изображению императора естественно понималось как бунт против него и возможный бунт против империи. Но именно этого-то – поклоняться бездушным статуям, идолам – и не соглашались делать христиане, а потому рассматривались как государственные преступники и подлежали казни.

Римляне, для которых религия стала пустой внешней формой, не могли поверить, что за свои религиозные убеждения можно страдать до смерти. Языческий мiр оказался практически не способным понять такую глубокую религиозность. Но тем большее изумление вызывал подвиг мучеников у тех язычников, в которых зажигался огонек веры. На казнях христиан всегда присутствовала большая толпа народа, обязательно велся протокол судебного следствия, и каждое слово христианина записывалось в этот протокол. Неслучайно жития обычно передают во всех подробностях эти беседы мучеников с гонителями. Там, на судилищах, при большом собрании людей первые христиане исповедовали веру Христову. Народ же, отвыкший от глубокого, сердечного понимания вопросов веры, воспринимал это исповедование как откровение, и в самых чутких слушателях зажигались искорки веры. Для новообращенных наблюдение за казнями христиан было поистине открытием нового мiра, в котором вера ставится на первое, главное место, впереди самой жизни. Видя непреклонность христиан, слушая их пламенные речи, те из язычников, чье сердце еще не совсем огрубело, загорались тем же желанием божественной любви, которая подвигала мучеников на смерть. Множество житий говорят о таких случаях. Так, св. Вонифатий, ведший ранее далекую от благочестия жизнь, однажды, наблюдая казнь в судилище и изумляясь стойкости истязуемых, разгорелся ревностью о Христе, объявил себя христианином и на том же судилище принял мученическую кончину. Так житие сорока Севастийских мучеников повествует о стерегущем их воине, который незадолго до конца страшной казни вдохновился мужеством страдальцев, присоединился к ним и получил тот же венец, что и они. Чем больше было замученных, тем больше становилось новообращенных. Мученики, как Апостолы, уловляли мiр сетью своей пламенной проповеди – не столько словом, сколько страданиями и смертью.

Поэтому в раннехристианские времена пострадавших за веру именовали словом “μαρτυρ”, что буквально значит “свидетель”, то есть свидетель о вере, об Истине. Мученики для ранних христиан – это, прежде всего, исповедники веры, и более, борцы (αθληται) за веру. Их истязания и смерть – это подвиг с оттенком торжественности, а μαρτυρ – не пассивный страдалец, а проповедник, продолжатель дела Апостолов, герой-деятель. В житии святого мученика Арефы рассказывается, как целый город с радостью шел на смерть, как дети преклоняли голову на плаху рядом с родителями со словами: «И я хочу пострадать за Христа», и день скорби становился для города днем необычайной радости о Господе, днем исполнения самого главного желания – быть со Христом.

На славянский язык слово “μαρτυρ” было не совсем точно переведено как “мученик”, и в этом виде оно дошло до наших дней. Неточный перевод слова здесь обусловлен иным пониманием самой сути мученичества.

Дело в том, что для древних греков и римлян мучение свидетелей о вере, как и мучение любого другого человека, были явлением обычным. Истязанию в известных случаях подвергался всякий преступник, был ли то язычник или христианин. Перед римским трибуналом христиане, обвиняемые в нарушении общественного порядка (несоблюдении культа, о котором мы уже говорили), являлись как подсудимые, которые заслуживали наказания и, прежде всего, подлежали серьёзному допросу. Пытки в римском суде были естественным законным средством дознания. К тому же и нервы человека античных времен, привыкшие к возбуждению кровавыми зрелищами в театрах, так были притуплены, что жизнь человека ценилась мало. Таким образом, то, в чем мы видим жестокость, было обыкновенной подробностью судопроизводства. Поэтому сами человеческие страдания в те времена не были чем-то необычным для римских граждан. Но поистине выходящим из ряда вон явлением было то, за что и как страдали христиане. Не повинные ни в одном более-менее значительном преступлении, они ДОБРОВОЛЬНО, и нередко с радостью, страдали за ИСТИННУЮ ВЕРУ, самой своей смертью свидетельствуя об ее истинности. Это больше всего изумляло язычников и новообращенных христиан, поэтому и родилось слово “свидетель”.

По-видимому, славян в повествованиях о гонениях больше всего тронули жестокость язычников и терпеливость христиан. Отделенные от эпохи преследований веками и не бывшие очевидцами мучений, славяне перевели “μαρτυρ” как “мученик”. Более близким к пониманию внутренней сути страданий христиан является слово “исповедник”, которое также укоренилось в Русской Церкви.

В ранние времена свидетели о вере были поистине проповедниками. Пример их страданий, по Божию промыслу, вдохновлял все больше и больше людей. Благодаря первым мученикам Церковь росла и крепла. Жизненная задача этих людей состояла даже не в том, чтобы разрушить какие-либо существующие религиозные воззрения язычников, но в том, чтобы пробудить уснувшую и изжившуюся религиозную совесть окружающего язычества, заставить людей серьёзнее взглянуть на вопросы веры и истины, показать своим примером, что религия есть самое важное в жизни. Такова миссия свидетельства об Истине первых мучеников.

Но вернемся к нашему времени. Не повторяли ли Новомученики и Исповедники Российские подвига древних мучеников? Не ту же ли миссию несли они в мiре, который к XX веку заметно охладел к вопросам веры и зачастую относился к религии как к общепринятой внешней форме? Не разгорались ли сердца верующих ревностью о Господе при виде подвига Новомучеников? Не были ли их мучения борьбой с атеистическим мiром и проповедью о Христе?

Святые Новомученики и Исповедники Российские! Молитесь за нас ко Господу, да укрепит Он и нас в вере христианской, да поможет и нам стоять за веру до конца.

 

 

 

 

 

 

Дополнительно см.:

 

1. Новомученики и Исповедники Церкви Русской

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=517

 

2. Доклад по вопросу прославления Отцов-Исповедников и Мучеников Катакомбных

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1266

 

3. О причислении к лику святых Отцов-исповедников Катакомбной Церкви
С.М. Шумило, В.В. Шумило, г. Чернигов

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1265

 

4. Значение новых мучеников и исповедников в жизни Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1293

 

5. Смысл богослужебного прославления новомучеников и исповедников Святой Православной Церковью

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1244

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
«Милость Моя исцелит тебя…»
Индульгенции в истории Греческой Церкви
Церковное сопротивление в СССР
Ватикан и Россия
Ватикан и большевицкая революция
Русская Церковь в Белой борьбе
КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Движение "непоминающих" и Московская патриархия
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru