Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Гефсиманская скорбь Спасителя мiра

Св. праведный о. Иоанн Кронштадтский

 

ГЕФСИМАНСКАЯ СКОРБЬ СПАСИТЕЛЯ МIРА

 

(Иисус) взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и на­чал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей. (Марк. 14, 33-35).

Предметом нынешней беседы с вами, братия и сестры, я беру самые трудные минуты из земной жизни нашего сладчайшего Спасителя, — Его смертельную скорбь в Гефсиманском саду преж­де распятия и молитву Отцу небесному до крова­вого пота, да минует Его час сей или, по сказа­нию другого Евангелиста, да мимоидет чаша стра­даний Его (Лук. 22, 42-44). Говорю — самые труд­ные минуты — потому что, укрепив дух молитвою, Он спокойно, с непоколебимым мужеством пре­дался врагам Своим, с адскою злобою жаждав­шим Его смерти, и до самой смерти сохранил Божественно-величественное спокойствие духа. Итак, слушайте. Пришед в сад Гефсиманский, в котором совершилось Его предательство ко­варным Иудою, Он начал ужасаться и тосковать. О грехи, грехи наши! вы Самого Спасителя мiра — по Его человеческому естеству — довели до праведного ужаса и тоски смертной! Как вы отяготели на Нем, неповинном ни единому греху! — И было чему ужасаться; и было о чем смертель­но тосковать! Грозная, точная правда Отца не­бесного возвергла на Сына грехи всего мiра, — грехи людей всех времен и народов, — в том чис­ле мои, ваши, людей прошедших времен, време­ни настоящего и будущего, до скончания мiра! О, какое, и сколь тяжкое это бремя, невыноси­мое ни для кого из смертных, ни — даже для всех Ангелов, если бы они и захотели взять на себя это бремя! Ибо это бремя безконечно тяжелое, как безконечна правда Божия, безконечно пору­ганная, как безконечно милосердие Божие, решившее помиловать грешный род человечес­кий чрез страшный, безконечно дорогой выкуп.

Не удивляйтесь поэтому, что Богочеловек ужа­сается безконечно великого бремени, как чело­век, взявший на Себя наши немощи и понесший наши недуги. На Нем отяготели безмерные моря грехов человеческих, всё их праведное возмез­дие, всё подобающее им по правде Божией му­чение, мучение временное и вечное; ибо все ве­рующие в Него и кающиеся искренно получат ради Его страданий и смерти свободу от времен­ных и вечных мучений.

Но — продолжим беседу на дальнейшее сказа­ние Евангелиста. Ужасаясь и тоскуя о грехах че­ловеческих, Он сказал: душа Моя скорбит смертель­но, т.е. о грехах человеческих, о грехах всеродного Адама — ибо все люди — его семя, его порожде­ние. О, скорбь безмерная, любвеобильная, жало­стливая о всех, плодотворная! О скорбь спаситель­ная для многих, многих верующих и кающихся! Эта скорбь Богочеловека исходатайствовала нам у Отца небесного спасительную печаль по Бозе, печаль о грехах и жажду правды: печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделывает (2 Кор. 7, 10). Но Господь скорбел безмерно и о том, что Его скорби, Его страдания и смерть, Его кровь, излиянная за грехи мiра и в искупление его будут для многих неверующих и хулящих Его — безплод­ны и послужат к большему их осуждению, как по­правших Кровь Завета вечного, излиянную для ис­купления, а не для погубления. «Ибо, если мы, по­лучивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без ми­лосердия наказывается смертию, — то сколь тяг­чайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за свя­тыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, — говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой (Втор. 32, 35-36). Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10, 26-31).

Теперь обращусь с вопросом к себе и к вам: в виду смертельной скорби Искупителя мiра о грехах наших — скорбим ли мы сами о своих гре­хах, причинивших такую смертельную скорбь нашему Господу? Искренно ли каемся в них? Чув­ствуем ли их тягость, сознаем ли ответствен­ность за них пред Богом праведным и истязующим от всех правду? — Стараемся ли творить пло­ды покаяния? Вот миновало для нас в этом году святое время Четыредесятницы, данное Богом для нашего покаяния, для познания всей преле­сти и пагубы грехов, для исправления и обновления духовного и телесного. Позаботились ли мы все, чтобы это время прошло для нас душе­полезно, плодотворно, спасительно?

Святая Церковь называет всех православных христиан в литургийных молитвах святым и из­бранным стадом Христовым. Приличествует ли нам это название? Таковы ли мы в самом деле? Признает ли нас Христос на Страшном суде Сво­им стадом, Своими овцами? Будут ли для нас ис­купительны страдания Христовы и смерть Его за нас? Одесную или ошуюю Себя Он нас поста­вит — на стороне овец или козлищ? О, сотвори меня, Господи, овча словесного Твоего стада и от части козлищ избави меня!..

Еще хочу предложить вам сегодня один вопрос с ответом на него. Отчего св. мученики и мучени­цы Христовы пред своими ужасными, безчеловеч­ными мучениями и во время самых мучений не ужасались и не тосковали, как Искупитель мiра Христос, а с радостию шли на всякие мучения и во время самых мучений радовались, как свиде­тельствуют неложная история и акты мучеников? От того, что их укрепляла сила Христова и как бы Сам Христос страдал в них, а не они сами, яко ино­му страждущу, по выражению церковной песни. Всю остроту и тягость мучений перенес на Себе Христос, Агнец Божий, вземляй грехи мiра, а им ос­тавалось только в Нем страдать, как таинствен­ным членам Его тела. Вот чем объясняется их от­рада и радость в страданиях за Христа. Кроме того, их утешала твердая надежда на будущую жизнь, которую они видели пред собою, как настоящую. Пострадавый и умерый за нас и воскресый из мер­твых в третий день, Господи, слава Тебе. Аминь.

 

 

*«Вера и Церковь», духовный богословско-апологетический журнал. Год VIII, книга 3. Москва, 1906 г. Слово в Великий Пяток, произнесенное 4 апреля 1906 г. в Андреевском Кронштадтском соборе.

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Двери покаяния
Согласование Евангельских сказаний о Воскресении Христовом
Торжество Православия
О постничестве
Слово в Прощенное воскресенье
Канон Св. Андрея Критского как призыв к покаянию
Слово о покаянии
О Великом Посте
Беседа с рабом Божиим Иосифом Муньоз (из архива редакции)
"МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ ЗА ХРИСТА"


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru