Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Архиепископ Белого Омска

88 лет назад по благословению главы ВВЦУ Сибири Архиеп. Сильвестра Омск стал столицей Белой России

 

Священномученик Сильвестр (Ольшевский), Архиепископ Омский

 

Архиепископ Белого Омска

Памяти Священномученика Сильвестра (Ольшевского), Архиепископа Омского

 

В зале заседания Святейшего Синода в Санкт-Петербурге 15 января 1911 г., в день своего наречения епископом Прилукским (ныне Черниговская обл., Украина), архимандрит Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) обратился к присутствующим со следующими словами:


"Когда впервые на меня надели священнослужительские одежды, я со всей силой почувствовал значение сих евангельских слов: егда бе юн, поясашеся сам и хождаше, аможе хотяше; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши (Ин. 21, 18). Когда я был более юн, действительно поясался сам и ходил, аможе хотел, путями собственными, неуготованными. Ныне наступает время, дабы Ин поясал меня и вел.


С двух сторон нас ведут и влекут. По слову апостола, плоть желает противного духу, а дух противного плоти (Гал. 5,17). О, как сильно ныне влечение плоти и мира, вооруженных совершенным состоянием наук, искусств и всякой техники! Мир тянет на свою сторону всеми средствами, до телесного насилия включительно, и отторгает наследие Божие... Ныне более чем когда-либо, христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества. Вот с какой стороны теперь ин пояшет и ведет, аможе не хощеши. Трудно и страшно ныне архипастырствование".

Вл. Сильвестр (Ольшевский), Епископ Прилукский

Вл. Сильвестр (Ольшевский), Епископ Прилукский

Несколькими годами позднее откроется пророческий смысл послания владыки Сильвестра - как прозрения будущности России, а также собственной его участи: собственного, скажем мы спустя без малого столетие, высокого назначения.


Январь 1918 г. застал преосвященного Сильвестра, той зимой уже третий год как епископа Омского и Павлодарского, в вагоне эшелона, возвращавшегося с Западного фронта в восточные губернии, на пути из Прилук в Омск. Гражданские поезда к тому времени с Украины не ходили. Восьмидневная передышка от пастырских забот обещала протечь достаточно мирно, за чтением дорожного Евангелия и наблюдением жизни и характера солдат, если бы не находившиеся тут же в вагоне красные агитаторы, которые распространяли среди молодежи учение о безбожии и укоряли солдат за то, что те допустили в вагон священнослужителя. Долг подвигнул отца Сильвестра, под чьей опекой состояло более полумиллиона духовных детей, подняться с места и выступить с возражением, каковы бы ни были последствия сказанного:


- Братцы, - звучно и отчетливо произнес архипастырь, имея в виду солдат, - признаете ли вы свободу за всеми людьми? Если признаете свободу, чтобы не веровать, то признайте свободу и за теми, кто желает веровать. Не дозволяйте глумиться над неверующими, но не оскорбляйте и верующих... А желаете узнать насчет религии, спрашивайте тех, кто на это дело поставлен. Ведь насчет лекарства спрашиваете у доктора, насчет суда спрашиваете у адвоката, так насчет религии спрашивайте у пастырей.


В ответ на предложение спрашивать - посыпались вопросы: о нетленных мощах угодников Божиих Киево-Печерской Лавры, о святых, выходцах из крестьянского сословия; наконец, о современных Российских богомольцах - и преосвященный попутчик поведал солдатам о святом праведнике Иоанне Кронштадтском. На ближайшей станции красные агитаторы удалились из вагона, посрамленные чужой правдой, чтобы более не возвращаться. Солдаты же, до сих пор оскорблявшие веру, попритихли и слушали рассказчика, удивляясь чудесным историям, а, кроме того, благолепному и притом простому, как бы житейскому, но все-таки странному языку, непривычному для солдатского слуха. В следующие несколько дней батюшка продолжал беседовать с загрубелыми, но мало-помалу размякшими, как горбушка мякнет в молоке, сердцами; остальное время посвящал молитве и чтению дорожного Евангелия. Между тем наступил воскресный день, и владыка решил им воспользоваться.


- Братцы, - обратился он ко всем в вагоне, - не мудрено вам в длинном пути дни потерять. А ведь сегодня воскресенье. Ваши родные, отцы и матери, жены и дети идут в церковь, наверное, вас поминают в молитвах. Давайте и мы, здесь в вагоне, отметим воскресный день хотя краткой молитвой. Пропоем, я прочитаю вам из святого Евангелия. Хорошо? (1)


Тяжело раненые остались сидеть, а здоровые встали на ноги для молитвы. Повторили за епископом крестное знамение, и вот загудел по вагону, перекрывая самый стук колес, могучий голос преосвященного: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков". Подхватили: "Аминь". Далее пели "Царю Небесный", "Отче наш", "Спаси Господи", "Богородице Дево", слушали Евангелие. Так совершалось богослужение в вагоне-теплушке армейского эшелона на четвертом, заключительном, году мировой войны.


I. Союз Белого Воинства и Церкви: 1918-20 гг.



Случаются в христианской истории этапные, знаковые события, когда оружие и крест не только не вступают в противоречие, но и образуют священный союз, взаимно овеществляясь и одухотворяясь, в борьбе народа за право исповедания своего пути к Господу. Бесспорным примером такого союза в истории Российского государства принято считать битву на Куликовом поле. Праведный подвиг русских воинов-игоборцев, по те-пешнему освободителей, в восприятии современников и потомков тем очевиднее, что сражению 8 сентября 1380 г. уготовано было войти в летопись как победоносному. Игумен Троицкого монастыря преподобный старец Сергий Радонежский, окропляя князя Димитрия Иоанновича и его воевод святою водой, благословлял их и предрекал им - именно победу , омраченную как бы то ни было неслыханным кровопролитием. Действительное развитие событий подтвердило истинность дерзновения русских: Пересвет одолел Челубея - воинство Орды было разгромлено - завидев бегство татарских полков, Мамай вскричал: "Велик Бог христианский!" - Православная Русь отстояла-таки свою землю и свою, непростую, историю....В повседневности мы говорим: время, мол, все рассудит, - тем самым предоставляя естественному ходу вещей проявлять относительную ценность идей, разумеемых за поступками. Но вдумаемся: не предрассудок ли это - историческая закономерность? Как в Куликовской битве заключался абсолютный смысл, вне зависимости даже от того или иного исхода ее, так и Белое движение в гражданской войне 18-20 гг. прошедшего века несло в себе - правду , по Далю: "истину на деле, истину во образе, во благе"; пускай и обреченную на гибель.


В 1925 г. в Берлине в печать вышла книга русского философа И. Ильина "О сопротивлении злу силою", которую ее автор посвятил воинам-белогвардейцам. Книга представляется высоким оправданием Белой армии с позиций религиозной нравственности - в момент, когда сочувствующая часть интеллигенции, наблюдая повальное отвержение русским народом идеалов и задач Белого движения, продолжала сочувствовать последнему, но уже не верила в него. Определяя насилие красных революционеров как "противолюбовную волю": по его источнику, направлению, по цели и средству, - Ильин противопоставляет ему заставление силой со стороны белых защитников в качестве крайнего способа объединения народа на началах общественной солидарности, здоровой морали, любви. В мире, падшем в результате первородного греха, вмешательство физической силы там, где исчерпано творчество духа, есть волевое действие во благо. В противоречивых обстоятельствах акт выбора между добром и злом - настоятелен, так как пассивное уклонение от выбора равнозначно приятию зла и становится шагом к деградации личности. По выражению Ильина, "только для лицемера или слепца равноправны Георгий Победоносец и закаляемый им дракон". Выбор в пользу истины всегда внутри-личностный, экзистенциальный. Развивая метафору: "дракон физически мощнее Георгия Победоносца, выбор воина веры отнюдь не соответствует прагматике дня, а к тому же много превосходит общие требования морали -тем не менее совершить его необходимо. И Белая гвардия пребудет верна своему очевидному выбору.


Всесторонняя поддержка многими иерархами Православной Церкви в годы гражданской войны сил Белого сопротивления: пополнение воинских частей военным священством, содействие в издании областной религиозно-патриотической печати, публикация воззваний к солдатам обеих армий и к мирному населению, - видится закономерной в условиях жестоких гонений на российское духовенство и православных мирян вслед за декретом Советов от января 1918 г. об отделении Церкви от государства. Однако было бы недопустимой ошибкой сводить принципиальную позицию Церкви в отношении большевистского правления к отстаиванию собственных корпоративных интересов, и даже емкая формула о "защите отечества от безбожников" - звучит в данном случае как упрощение. Не логикой истории подсказанный конфликт "реакционного" и "передового" сознаний, венец коему - межпартийная распря: нет, современники революции оставляют нам свидетельства об этической растяжимости, вплоть до опасности для жизни (2) - как властном веянии тех лет, и глубоко правы оказываются мыслители, узревшие в Русской Революции апокалипсис своего времени. Разложение государственности - на конкретно-историческом уровне; традиции как механизма внутренней преемственности поколений; религиозной веры, объемлющей всю лествицу человеческого бытия: таковы черты "всадника на бледном коне". Если и вероятен был на тот момент некий гарант сохранения в целости существа России, то в этом качестве могла выступить и действительно выступила Православная Церковь. Оговоримся: последнее вовсе не означает, что Церковь взялась непременно защищать "заведенный порядок" в отрицательных его проявлениях, ни тем более догматически настаивать на монархической форме государственного устроения. Способствовать продолжению, вероломно прерванного, пути созидания отечества во Христе - вот конечная задача Церкви в период гражданской войны 1918-20 гг. Потому-то Православная Церковь и сочеталась с Белым движением в союзе креста и оружия.


Преподобный старец Сергий Радонежский, благословляющий на смертный поединок с захватчиками-иноверцами молодого Дмитрия Донского: эту высокую планку имеет смысл удерживать в уме.


II. Архиепископ Белого Омска



С января 1918 г. по губернским городам России, в ответ на призыв Поместного Собора, проводятся крестные ходы. 4 февраля крестный ход, в котором принимали участие все городские приходы, состоялся и в Омске. Возглавляемые епископом Сильвестром, верующие останавливались у каждого храма, и преосвященный служил там молебен. Двумя днями позднее практически беспрепятственно, если не брать в расчет юнкерских протестов, красноармейцы заняли Омск.


Повсеместно закрепившись в Сибири, партия большевиков утвердила автономный статус региона. В качестве верховного исполнительного органа действовал Временный Совет Сибири. Мера поддержки большевистского правления в Западной и Восточной Сибири определяется несколькими обстоятельствами: деревня, безразличная к революционной борьбе, корыстно пользуется предоставленными "свободами" - вырубаются казенные леса, крестьяне выручают крупный барыш от продажи продуктов сельского хозяйства по завышенным ценам; городская и сельская интеллигенция, по преимуществу беспартийная, стихийно стягивается под знамена социалистов-революционеров; местная политическая элита - эсеры, кадеты - по соображениям конъюнктуры расписываются в лояльности к главенствующей партии, и маскировка эта позволяет на деле проводить собственную линию. Между тем стараниями казацких атаманов складывается мощный антибольшевистский фронт, и уже в мае 18 г. советская власть падет от восстаний в Семипалатинске, Бийске, Омске, Красноярске, Томске, Новониколаевске.


К моменту прибытия адмирала Колчака в Омск, центральная власть Сибири была поделена между Сибирским Правительством и Директорией. Рассогласованность партийных установок: относительная "правизна" Правительства - относительная "левизна" Директории: препятствовала взвешенному политическому управлению. В первых числах ноября 1918 г. Колчак принимает предложенный ему Правительством пост морского, а затем военного министра. Наспех сколоченная конструкция власти грозила со дня на день обвалиться, однако действительное разрешение конфликта явилось для многих неожиданностью: в ночь на 18 ноября группа белых офицеров арестовала на квартире у Станевича, министра юстиции, трех членов Директории - социалистов Зензинова, Авксентьева, Аргунова и вместе с ними министра внутренних дел Роговского. Свержение Директории в разгар гражданской войны могло поставить Сибирский край на грань анархии. Любителям шахмат известно, что по правилам единственный раз в течение игры допускается рокировка: одновременный ход королем и ладьей, при котором король передвигается через одно поле в сторону ладьи, а ладья переносится через короля и помещается рядом с ним. Именно такой ход предстояло совершить Сибирскому руководству, дабы спасти положение вещей.


...22 апреля 1918 г. Св. Патриарх Тихон возвел епископа Сильвестра Омского и Павлодарского в сан Архиепископа. Состоявшееся вскоре после этого в Томске, в ноябре 1918 г. Соборное Совещание архипастырей Белой Сибири постановило о создании Высшего Временного Церковного Управления (ВВЦУ) Сибири. Его главой без долгих обсуждений был избран владыка Сильвестр Омский. Смутное время с особенной настоятельностью требовало - служения. Как духовное лицо, преосвященный Сильвестр не уставал собирать под сенью храма Божьего заблудших соотечественников, лишенных в идейной сумятице подлинной нравственной опоры. Облеченный к тому же исключительным авторитетом Церкви, архиепископ Сильвестр не мог не употребить его в благом деле гражданского сплочения, разобщенной, российской нации...


После 18 ноября в Омске срочно сформировался Совет Министров Временного Всероссийского правительства. Омск стал столицей Белой России. Несомненным шагом вперед явилось учреждение должности Главы Временного Всероссийского Правительства и назначение этот пост адмирала Колчака - одаренного вождя и честного человека, чьим политическим кредо была борьба на национальной почве в обход партийных шаблонов. 29 января 1919 г. Архиепископ Сильвестр Омский, как канонический глава Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ) привел к присяге на верность Богу, Родине и народу Александра Колчака как Верховного правителя России, а также его министров. Тогда же адмирал Колчак получил от Омского Архиепископа церковное благословение на войну против красных изуверов.

Верховный правитель России Александр Колчак

Верховный правитель России Александр Колчак

Двумя месяцами ранее, в ноябре 1918 г., было опубликовано воззвание к солдатам Белой армии, подвизающимся на всех фронтах гражданской войны, за подписями Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского, Вениамина, архиепископа Симбирского и Сызранского, протоирея Владимира Садовского и профессора Л. Писарева:


Воины Христолюбивые, доблестные защитники Святой Церкви и дорогой Родины! <...> Зарею пожара освещается весь горизонт над Русью Святой. Убийства, грабежи и насилия составляют ежедневное явление. Никто не уверен в завтрашнем дне, никто не может поручиться, что он останется жив. Святые Божий Церкви оскверняются, служители алтаря Господня - священники, архипастыри подвергаются насилиям и даже смерти. Памятники науки и искусства уничтожаются, ученые преследуются. Тьма готова окутать разоренную русскую землю. Промышленность в стране остановилась, фабрики и заводы стали, выбросив на улицу тысячи безработных людей, умирающих от голода. Все мы стали голодны, и холодны, и раздеты, и разуты. <...> Дорогие войны, на Вас обращены теперь наши взоры, к вам взываем о помощи: спасите Родину от гибели и позора! Верните ее к былой славе и могуществу, дайте ей, исстрадавшейся, тот мир и счастье, о которых мечтает русский народ. Помогите открыть святые Божий церкви, чтобы в них снова вознеслись моления Господу Богу о мире всего мира, о Вашем здравии и благоденствии страждущей Родины. Встаньте теснее вокруг своего Верховного Вождя [им. в виду адм. А.В. Колчак - Ю.Л.], плотнее сомкните вокруг него свои ряды, чтобы защитить отчизну от насильников и предателей. Святая Церковь шлет Вам,страстотерпцы, свое благословение и молит Господа об укреплении Ваших сил в борьбе с врагом (3).


Под началом архиепископа Сильвестра был восстановлен институт военного духовенства. К марту 1919 г. в распоряжении армий Колчака находилось 1,5 тысячи военных священников. Были созданы отдельные боевые части, состоящие только из церковнослужителей и верующих, чего не наблюдалось ни у Корнилова, ни у Деникина, ни у Юденича: Православная дружина "Святого Креста", "333-й имени Марии Магдалины полк", "Святая Бригада", три полка - "Иисуса Христа", "Богородицы" и "Николая Чудотворца". В мае-июне владыка Сильвестр предпринял поездки по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, во время которых произнес в различных приходах более ста проповедей, где разъяснялась противохристианская суть большевизма. В Омске издавались религиозно-патриотические журналы, такие как "Сибирский благовестник" и "За Святую Русь".


III. Поражение Святой Руси: "пометки на полях"



Поэтому, как преступлением одного всем людям осуждение, так правдою одного всем людям оправдаше к жизни.


Рим. 5, 18.




- Однажды адмирал Колчак высказал мысль: "Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга... Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе - против чудовища насилия".


В конце апреля белогвардейцы подошли к Казани, Самаре, Симбирску, освободив важные промышленные и сельскохозяйственные районы с населением свыше 5 млн человек. Наступление в марте-апреле выдвинуло Белый фронт к Волге.


- Несмотря на приподнятость колчаковской формулировки, на пафос, спорить с которым, казалось бы, грешно : очевидно, что крест в его представлении - средство, не цель. С другой стороны, это "чудовище насилия"... нечто прямо из философов, из Ильина. Раскорчевывание русского мира - вот действие красной орды. И потому "крестовый поход" против нее.


Но в переломный момент... -


В июне не удается удержать Урал. В июле красноармейцы вырываются на оперативный простор Сибири. 14 ноября 1919 г. в Омск вторглись части большевицкой Пятой армии.


Власть Российского Правительства адм. Колчака была свергнута большевиками (4).


- После своего задержания в правительственном эшелоне вплоть до расстрела 7 февраля 1920 г. Колчак давал показания следователем ЧК. На допросах (5) всплыл примечательный эпизод:


Алексеевский. В числе вещей у вас есть икона - золотой складень. Там как будто есть надпись, что она вам дана от императрицы Александры Федоровны, от Распутина и какого-то епископа.


Колчак. У меня есть благословение епископа Омского Сильвестра, которое я от него получил. Это маленькая икона в голубом футляре. Эта икона принадлежит ему; он получил ее от каких-то почитателей с надписью, и так как у него другой не было, то он мне эту и подарил.


- Здесь ошибка (вероятно, оплошность стенографистки) - не "епископ", а "архиепископ". Надо полагать, протоколы колчаковских допросов - единственное сохранившееся документальное свидетельство о даре архиепископа Сильвестра.


Когда читаешь о святом человеке, то уличаешь себя в легкомыслии: как бы по-свойски понять его, вроде как просчитать ! Но нет: нерушима сокровенность души святого. Тогда смиряешься и далее наблюдаешь за прямою стезей его жизни. -


Пренебрегая возможностью покинуть город, архиепископ Омский Сильвестр остается вместе со своим духовенством и паствой.


После захвата Омска большевиками он содержится под арестом по обвинению в пособничестве Белой армии.


- Из жития владыки Сильвестра (6):


Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя от него покаяния. Ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце.


Подобно Спасителю Омский Святитель был распят, но не отказался от веры, как того требовали палачи. Смиренно и с верой он принял мученическую кончину 26 февраля 1920 г.


- Последний, трудный , вздох святого праведника, подражателя Христова: и черный грех наш, и наша надежда на искупление.


В 1981 г. архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) на Архиерейском Соборе РПЦЗ причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.


К священномученику Сильвестру обращаются как к заступнику за Православную Россию, а также с особою молитвой о благоденствии Земли Сибирской.




Примечания:

1. Точные реплики преосвященного Сильвестра приводятся из источника: Архиепископ Сильвестр. Восемь суток с солдатами в теплушке. Омск, 1919. С. 8-10.

2. Точная цитата из Вяч. Иванова: "...Этика, ради индивидуализма, испытывала с опасностью для жизни крайние пределы своей растяжимости". Ср. с ахматовским: "Все мы бражники здесь, блудницы..." - из стихотворения 1913 г.

3. Извлечение из воззвания "От Высшего Церковного Управления к воинству, подвизающемуся на всех фронтах", ноябрь 1918 г.

4. Как гласит сообщение Политцентра от 5 января 1920 г.

5. Допрос Колчака. - Л.: Гиз., 1925.

6. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь, Булат. Кн. 4. С. 93-116.  

 

Юлия Ларикова

 

 

Источник: http://www.rusk.ru/vst.php?idar=420529

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Катакомбный исповедник иерей Григорий Сокрута (+1993 г.)
Святоотеческая мудрость отца Серафима (Роуза)
ПАТРИАРХ ТИХОН
О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.)
Тайна личности Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) и его значение для Православного Славянства
Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого)
Канон Святителю Антонию Киевскому, Первоначальнику Русския Зарубежныя Церкве
Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского)
Краткое жизнеописание Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru