125-летие Леснинского монастыря и прославление преподобной Екатерины Леснинской Монахиня Евфросиния (Молчанова)
125-летие нашего монастыря и прославление преп. Екатерины Леснинской Прошло немного больше месяца с празднования нашего юбилея и прославления нашей Матушки, преп. Екатерины Леснинской. Наши сёстры немного пришли в себя, началась обыденная монастырская жизнь, впервые после всех месяцев подготовки и проведения праздника. На различных сайтах появлялись описания праздника, прославления и паломничества, но хочется рассказать, как всё было, с нашей стороны, «за кулисами», а также поблагодарить всех тех многочисленных благодетелей, друзей и паломников монастыря, которые помогли нам осуществить такое великое дело, как пославление новой святой и организовать торжества и паломничество. Мы узнали об обретении нетленных мощей нашей основательницы, игумении Екатерины ( в мiру графини Ефимовской) вскоре после 80-летия со дня её кончины, которое торжественно отмечалось 28-го октября 2005 г. на её могиле в Сербии. Один из организаторов паломничества и панихиды на ее могиле, бр. Андрей Тарасьев, еще помнивший Леснинский монастырь, когда он располагался в сербском монастыре Хопово, прислал нам описание и фотографии. От него мы узнали, что могилу Матушки Екатерины, утерянную после пожара и разорения Хоповского монастыря во время войны, восстановили в 1984 году. Занялся этим делом архимандрит сербского монастыря Гргетег, о. Досифей, давнишний почитатель Матушки Екатерины. С помощью старых монахинь, еще заставших монастырь в Хопово, и местных житилей он обнаружил гроб, а при его открытии - нетленные мощи Матушки. Не имея благословения на открытие мощей, он был вынужден опять захоронить их. Но известие об этом событии постепенно распространялось, и почитание Матушки Екатерины росло. Сам бр. Андрей составил тропарь, кондак и акафист Матушке и краткое жизнеописание. Мы поняли, что надо готовиться к церковному прославлению нашей Матушки-основательницы. В монастыре всегда хранилась память о ней как о великой подвижнице, молитвеннице и труженице в делах милосердия и особенно воспитания детей, а также богослове и писательнице. Впервые о её прославлении заговорил Митрополит Виталий в 1993 году, после ознакомления с её письменными трудами, во время своего пребывания у нас на архиерейском соборе. А теперь весть о нетленных мощах Матушки убедила нас окончательно в том, что настало время для прославления. Было решено приурочить это к празднованию 125-летия монастыря. К тому времени церковноначалие РПЦЗ было занято подготовлением объединения с МП, а мы, в свою очередь, сознавали, что для нас это будет неприемлемым и что, по всей вероятности, в нашей монастырской жизни произойдут крупные перемены. Поэтому определить точно, как и где проводить прославление, в то время было невозможно. Однако мы начали потихоньку собирать материалы для нового, более подробного жизнеописания Матушки и ее церковного жития. Благодаря знакомым в России удалось разыскать множество новых архивных документов о Матушке Екатерине и об основании и развитии Леснинского монастыря, его подворий и новых монастырей такого же, миссионерского, направления, а также её письма и забытые или утерянные богословские труды. Чем больше мы узнавали, тем более мы уверялись в необходимости прославления Матушки Екатерины: было просто недопустимо, чтобы предавалась забвению память об этой поистине выдающейся монахине начала ХХ-го века - подвижнице, богослове, миссионере и обновительнице русского и сербского женского монашества. Кому, как не нам, слабым, нерадивым и часто унывающим монашествующим последних времён, особенно нужно её предстательство пред Престолом Всевышнего? В 2007 году наш монастырь присоединился к Русской Истинно-Православной Церкви. Божией милостью наше положение - не только в духовном отношении, но и в материальном и финансовом - оказалось более стабильным, чем мы смели ожидать. В прошлом мае мы обсудили этот вопрос с вл. Архиепископом Тихоном, и с его благословения подали на весеннее заседание нашего Синода официальное прошение о прославлении. Получив согласие и благословение на устройство торжества, мы принялись за дело. Я присуствовала на двух прославлениях в РПЦЗ, и несколько из наших сестёр были на прославлении св. Отцев Исповедников Катакомбной Церкви и свят. Филарета в Одессе, так что представление о том, как готовиться и что предстоит делать, было. Но на практике всё оказалось сложнее и труднее, чем казалось прошлой весной. Весь новый материал, собранный по архивам и предоставленный знакомыми, надо было перечитать, осмыслить, сопоставить с уже напечатанными текстами и составить новую, полную книгу о Матушке Екатерине. За этот труд взялась с. Татиана. Помимо этого надо было составить более краткое житие для чтения за трапезой и для раздачи паломникам. Наша иконописица, м. Иоанна, уже в прошлом году написала первую икону преп. Екатерины к прославлению, теперь надо было ее сфотографировать и распечатать, а также подготовить наклеенные на дерево иконки. Нужно было составить полную службу новой святой. Кроме того, так как ожидалось много гостей из России и Сербии, я взялась за организацию паломничества в наш монастырь и к некоторым православным святыням во Франции. Это включало поиски дешевых авиабилетов, наём автобуса, переговоры с администрациями римокатолических соборов в Амьене и Шартре, оформление приглашений и вызовов для паломников, поиски дешевой гостиницы вблизи от монастыря, поскольку вскоре стало ясно, что разместить в монастыре всех желающих приехать на праздник и прославление мы не сможем. Всё это оказалось гораздо сложнее и дороже, чем мы ожидали, и временами я почти отчаявалась, опасаясь, что ничего из этой затеи не выйдет. Я уже не говорю о последних нескольких неделях, когда взялись за приготовление гостиничных плюс всевозможных других комнат, келлий и складских помещений, где только можно было втиснуть кровать или матрац и устроить кого-нибудь на ночлег, и когда работа на кухне почти не останавливалась: пекли, солили, мариновали и готовили всё, что только можно было сделать заранее, как для праздника, так и на продажу в монастырской лавке. Особенно хочется отметить участие наших сербских сестёр из монастыря Новый Стеник. С первой нашей встречи на Соборе в Одессе они стали для нас действительно настоящими сёстрами во Христе, и вот уже второй год они участвуют в нашем празднике. В июле наши м. Амвросия и с. Татиана были у них на празднике, или, как говорят по-сербски, на «монастырской славе», и передали им приглашение участвовать в прославлении Матушки Екатерины, так как для Сербской Церкви её подвиг имел не менее важное значение, а, возможно, даже и более важное, поскольку она является возобновительницей сербского женского монашества, совсем исчезнувшего за годы турецкого ига и возрожденного в ХХ веке именно благодаря переезду Матушки Екатерины и Леснинского монастыря из Румынии в Сербию. Кроме того, мощи Матушки Екатерины лежат под спудом в Сербии, в монастыре Хопово. Мы увидели особый Божий промысл в том, что незадолго до прославления возобновилась живая связь между Сербией и нами, которая почти полностью прервалась с уходом в лучший мiр почти всех хоповских сестёр. Наши сербские сёстры это тоже почувствовали и сразу же от всего сердца откликнулись на наш призыв. С июля месяца на сайтах монастыря Новый Стенник и Сербской ИПЦ регулярно стали появляться материалы о Матушке Екатерине и ее прославлении; сербские паломники стали регулярно ездить в Хопово и доставили нам землю с могилки Матушки, а монастырь организовал паломническую поездку на наши торжества. Матушки Нина и Лукия и р. Б. Гликерия приехали за неделю до праздника и трудились наравне с нашими сёстрами и трудницами, а Матушка схи-игумения Евфросиния даже отложила празднование своего дня ангела, которое в сербских монастырях празднуется почти столь же торжественно, как монастырская слава, и с другими паломниками ехала ночами напролёт, лишь бы успеть к нашим торжествам. Когда я сказала Матушке Евфросинии, что я чувствую, что мы с ними - одна Церковь, она возразила: «более того, мы – один монастырь». И, действительно, несмотря на большое расстояние и на очень разные уставы и традиции, мы чувствуем особое родство и духовную близость с нашими сербскими сестрами. Не менее горячо откликнулись паломники из России. Всего вместе на празднике было около 80 человек из России, Украины и Белоруссии, всех возрастов и званий: от Председателя нашего Синода вл. Тихона до деток ростовской церковной школы, от молодой игумении Макарии до старенькой катакомбницы бабы Лиды. Приехали паломники не только из русских столиц Москвы и Санкт-Петербурга, но также из Омска, Харькова, Астрахани, Краснодара, Воронежа, Ростова, Ейска, Владикавказа и др. Многие из них долго копили средства на это паломничество, с большим трудом оформили визы. И несмотря на такое количество людей, все как-то сразу узнавали друг друга, включались в работу в храме, на кухне и в трапезной, составили хор и подготовили концерт, молились с нами и подпевали на всех богослужениях. Больше всего нам хотелось, чтобы это прославление было не просто леснинским торжеством, но стало важным духовным событием для всей Церкви, и по молитвам преп. Екатерины Господь помог это устроить. Кроме русских и сербских паломников прибыли еще богомольцы из Австралии и Америки и со всей Европы: Англии, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Испании, и, конечно, Франции. Все паломники увезли домой иконочки, житие и службу преп. Екатерины и, думается, что почитание нашей новой святой будет распространяться по всей Церкви. Начались торжества с последней заупокойной службы по Матушке Екатерине в пятницу вечером, 8-го октября, на которой также поминались и её родители, р. Б. Борис и Александра, и Архиепископ Леонтий, пригласивший её в Лесну для возглавления нового, миссионерского монастыря, постригший её в монашество и посвятивший в игуменский сан. На некоторых ектеньях поминались и другие усопшие сёстры обители, ведь мы праздновали и 125-летие основания Лесны. Особое внимание я обратила на список наших покойных игумень, который сёстры привыкли полу-автоматически читать: «...игумении Екатерины, схи-игумении Нины, схи-игумении Феодоры, игумении Магдалины, игумении Афанасии...» С завтрашнего вечера он будет звучать по-другому... В субботу, после ранней, последней заупокойной Литургии, все судорожно забегали, кончая последние неотложные дела. Накануне доставили экземпляры книги о Матушке Екатерине, сегодня надо было еще отксерить службу. В храме установили кафедру, всё украшают, чистят. Возле Лесникской иконы, которую ради её праздника вынесли на середину храма, стоит аналой с иконой Матушки Екатерины, пока еще покрытой пеленой с завязанными лентами. Подъезжают последние паломники. На кухне готовят обед и ужин, сразу на 400 человек, делают заготовки на завтра. Сборный хор паломников репетирует на ходу, набирая всё новых певчих. Дети бегают по лужайке, паломники общаются в разных местах парка или в палатке, которую мы взяли напрокат, чтобы разширить трапезную. В 16:30 монастырский духовник о. Евфимий начинает последнюю панихиду по Матушке. Храм переполнен, на левой стороне, вместе с нашими сёстрами, много монахинь-гостей из Сербии, России, Белоруссии, Америки. Прибывший из Омска диакон Виктор торжественно и громогласно провозглашает в последний раз «вечную память». Весь храм поёт. Наши владыки вместе выходят на солею, вл. Тихон читает Акт о Прославлении. Повсюду щелкают фотоаппараты, качаются в воздухе всякого рода цыфровые «мыльницы». И я решаю, что нечего фотогрфировать, и без меня хватает... Начинаем всенощное бдение, стараемся петь всё самое уставное и самое любимое, красивое: «Предначинательный псалом валаамского напева» с чтением 103-го псалма полностью, «Почаевский Блажен Муж...», с чтением всей 1-й кафизмы. На «Господи воззвах» звучат первые стихиры преп. Екатерине: «Преподобная мати Екатерино, с любовью ублажаем тя, иночества наставницу...», «Кронштадтского пастыря соподвижница...», «Радуйтеся, веси холмския...», «Радуйся, Церковь Сербская...», «Радуйся, страно галльская...», и наконец-то я начинаю по-настоящему сознавать и чувствовать, что наша Лесна дожила до великого события, что мы действительно прославляем нашу Матушку-основательницу. Ни войны, ни гонения, ни скитания и скорби, ни лишения, ни относительное благополучие и присущие ему мiрская суета и разслабление, ни годы церковной смуты и неопределенности наш монастырь не сломили, не разогнали. Вот он уже 125 лет стоит и явил свою первую преподобную! Ведь это самое настоящее чудо! Навсегда запомнилось первое величание. По нашей просьбе вл. Тихон, открыв икону, вручил её не священникам, как это было на других прославлениях, а трём игумениям: Леснинскской, Сербской и Катакомбной, которые высоко её подняли и держали в течение всего пения величания. Потом многочисленные богомольцы прикладывались почти до «Честнейшей»... Всем вручались иконочки и житие Матушки. Окончилось всё только около 10-ти вечера. В 4 утра я уже была на кухне, начала готовить праздничный обед. С 6-ти стали подходить помощницы, и к 9-ти почти всё уже было готово. Все поспешили на освящение воды. В 10 часов владык повели в храм «со славою», с пением, и началась торжественная Литургия. Во время часов и начала Литургии подъезжали богомольцы из Парижа. Большинство паломников причащалось, причащали из двух чаш, как на Пасху. Окончилось всё крестным ходом по монастырскому парку, с восхвалением Божией Матери, в своём чудотворном образе все эти годы хранившей нашу обитель, и ново-прославленной преп. Екатерины. Усталые, но счастливые сёстры и паломники долго и чинно трапезовали; завершилось всё чином Панагии, с умилительным возгласом: «Пресвятая Богородице, помогай нам!». Потом празднование продолжилось возле нашей книжной лавки, где были устроены чаепитие, безпроигрышная лотерея, продажа книг, икон и монастырских сувениров. Два часа спустя началась концертная программа: ученики ростовской школы св. Царственных мучеников читали стихи и спели несколько церковных песнопений и псалмов, сборный хор паломников спел две вещи, которые успели подготовить между кухней, трапезной и храмом, а сербские паломники спели несколько сербских духовных кантов-псалмов. Вскоре после концерта все опять собрались на службу, и после вечерни всем храмом спели акафист перед Леснинским чудотворным образом. Домой я добралась в 12-м часу, с пасхальной радостью на душе. С понедельника началась наша паломническая программа. После Литургии и завтрака паломники и многие сёстры отправились в город Амьен, где в местном соборе хранится одна из самых крупных частиц Честной Главы св. Иоанна Предтечи, которую крестноносцы вывезли из Константинополя в XIII веке. Здесь сохранилась почти вся лицевая часть св. Главы, прикрепленная к золотому блюду. Нам удалось договориться с администрацией собора, и нашим паломникам не только открыли мощи, которые обыкновенно находятся за витриной, но даже вручили их вл. Тихону, пока все паломники прикладывались к ним. Затем паломники отслужили акафист, немного походили по городу и вернулись к ужину, буквально сияя от радости. На следующий день была поездка в город Шартр, к омофору Пресвятой Богородицы, где наши паломники смогли отслужить акафист Покрову. В среду большая группа раненько собралась в Париж; многим хотелось повидать знаменитый Собор Парижской Богоматери, в котором тоже хранится много мощей православных святых, и хотя бы взглянуть на Эйфелеву башню. Времени на другие достопримечательности не хватало, так как это уже был канун праздника Покрова, который Лесна особо чтит: в этот день в Хопово во время II Мiровой войны сёстры заступничеством Пресвятой Богородицы были спасены от расстрела, и с тех пор весь монастырь всегда говеет на этот праздник. К нам присоединились почти все паломники, и праздник вышел почти таким же торжественным, как день Леснинской иконы и прославления. Как уже и акафист после вечерни в день монастырского праздника, мы и вторую часть Литургии, от Символа Веры до «Отче Наш», пели всем храмом. Наш певческий клирос спустился на центр храма во время пения «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную...», вместе со всеми пели «Верую», а затем за нами весь храм подхватил всем знакомую «Феофановскую Милость Мира». После трапезы все в последний раз собрались под навесом у книжной лавки, прослушали прощальный концерт, кое-кто выступил со словами благодарности. Автобус уезжал в 16:00 ч., и мы с трудом впихнули в него первую партию паломников, которые то и дело выскакивали, чтобы еще с кем-нибудь попращаться, чтобы сделать еще один снимок на память... На следующий день разъехались и наши владыки, тронулись в путь сербские паломники. Признаюсь, мы облегченно вздохнули, что всё кончилось, и что всё прошло так хорошо. Но почувствовали и пустоту - за эту неделю все стали своими, родными, прямо-таки частью монастыря. Надеюсь, что все наши паломники будут еще долго хранить ту радость о Господе, которую мы все на себе испытали, ту подлинную радость, которую ничто в суетном мiре никогда не заменит, и помнить то единство и духовную близость, которую мы ощутили. Воистину, «се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе»! Именно этот дух подлинной, живой и действенной христианской любви пыталась передать своим сёстрам и вселить в своих сиротках наша новая святая, преп. Екатерина Леснинская. И по её святым молитвам мы, грешные и немощные, смогли хоть немножко пожить им. Нельзя не упомянуть всех наших монастырских труженников: нашу Матушку, наших батюшек, сестёр и трудниц. Матушка вникала во всё, и везде старалась помочь: от лепки пирожков до писания стихир преп. Екатерине. О. Евфимий не только служил, но и встречал паломников в Берлине и вёл паломнические поездки, о. Артемий помимо служб тоже встречал паломников, о. Дамаскин служил в свои и другие очереди. Сёстры и трудницы, и так уже перегруженные послушаниями, успели еще написать икону и книгу, составить службу, и с радостью приняли, устроили и кормили всех паломников, украсили храм и провели все службы, стараясь не поддаваться всевзможным искушениям и испытаниям. Всем - СПАСИ ГОСПОДИ! Источник: http://www.monasterelesna.org/Proslav_report.htm |
© Catacomb.org.ua |